По данным газеты, в Мособлдуме уже готовят законопроект с поправками в Жилищный кодекс, который намерены представить в Госдуму.
Как отмечает издание, инициатива ФМС вызвана волной фиктивных регистраций, которая стимулирует приток новых нелегалов и дает "официальную крышу гастролирующей преступности".
Старый Жилищный кодекс РСФСР ограничивал число зарегистрированных в отдельно взятой квартире квадратными метрами. В разных городах были и разные ограничения. Минимальный размер квадратных метров на человека - шесть, а, например, в Москве все 12 квадратов. Это означало, что даже если внук собирался прописаться к своей бабушке, но у нее по нормам не хватало одного квадратного метра, то в прописке отказывали. В 1993 году был принят закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", с принятием которого прописка была отменена и введен регистрационный учет граждан.
Однако во многих городах практически сразу была введена обязательная регистрация по месту проживания, которая давалась с согласия властей. Например, согласие на регистрацию родственников в неприватизированной квартире в обязательном порядке требовалось в Москве, но не нужно было в Подмосковье.
В 2004 году после принятия нового российского Жилищного кодекса победу праздновали все правозащитники страны и собственники жилья. Хозяева квартир, наконец, получили право регистрировать на своей жилплощади столько людей, сколько захотят.
Спустя пять лет эта норма обернулась серьезной головной болью как для властей, так и для многих жителей страны, пишет "РГ". По всей стране появились "нехорошие" дома, которые сразу окрестили резиновыми. Например, чтобы получить подмосковную прописку, человек покупает в каком-нибудь селе небольшую долю частного дома, после чего на абсолютно законных основаниях получает постоянную регистрацию, а затем имеет право прописать к себе хоть десять человек.
Газета напоминает, что после взрыва смертницы в августе 2004 года у метро "Рижская" у ее погибшего сообщника следователи обнаружили паспорт на имя Николая Самыгина. Оказалось, что на самом деле это выходец из Карачаево-Черкесии Николай Кипкеев, который непосредственно руководил терактом. Выяснилось, что паспорт он купил и за месяц до теракта прописался в Московской области в Клину в доме, где было зарегистрировано еще 300 человек. Если бы не теракт, вряд ли бы кто-то раскрыл клинскую группу мошенников, которая за полгода умудрилась фиктивно прописать 600 человек. Цена прописки была 500-600 долларов, отмечает издание.
Прошло пять лет, а ситуация в том же Подмосковье не изменилась, пишет "РГ". "Резиновых" домов меньше не стало. В полуразрушенной халупе, где реально никто не живет, может быть зарегистрировано от 150 до 500 человек. Каждый день на эти адреса приходят сотни извещений из судов с исковыми заявлениями к гражданам, которые там прописаны. Большинство из них - по невозвращенным кредитам. Люди спокойно регистрируют по фиктивному адресу автомобили и даже оружие, берут потребительские и ипотечные кредиты. Кроме того, здесь могут быть прописаны граждане, находящиеся в розыске.
"Получается, что мы имеем дело с мертвыми душами и не знаем, где они находятся на самом деле", - заявил газете официальный представитель управления ФМС России по Московской области Виталий Стрельцов.
"Добиться того, чтобы людей на эти адреса не регистрировали или отменили уже действующую регистрацию, мы можем только при помощи прокуратуры, - замечает Стрельцов. - Только через суд удается добиться отказа в регистрации по "резиновым" адресам".
"Понятно, что те "нехорошие адреса", по которым регистрируются десятки абсолютно чужих друг другу людей, являются минами замедленного действия", - говорит председатель Московской областной Думы Валерий Аксаков.
Он пояснил, что речь идет о том, чтобы в кодексе все же были установлены минимальные нормы жилой площади, которыми собственник дома или квартиры должен руководствоваться при предоставлении иным гражданам своего жилья по договору найма или аренды.