Причина такого парадокса в том, что производители СПО в отличие от разработчиков лицензионного софта чаще всего не предлагают бесплатной поддержки и обучения персонала, сообщает газета "Ведомости".
Например, по утверждению главы представительства Microsoft в России Николая Прянишникова, при поддержке его компании бесплатно прошли обучение более 100 тыс. учителей. А специалистов, которые могли бы объяснить основы СПО, не много и их услуги дороги.
Сопоставимы и другие расходы: в феврале 2010 года Microsoft предложила за 8 долларов продлить лицензии на пакеты своих программ на каждом школьном компьютере, а поставщики СПО просят около 6 долларов за оснащение ПК только операционной системой (остальной софт поставляется бесплатно), отмечается в отчете IDC.
Государство взялось централизованно оснащать школы легальным ПО в 2007 году. На закупку софта для 675 000 школьных компьютеров из федерального бюджета было выделено 2,7 млрд рублей.
Срок лицензий на них истекает через четыре месяца — 1 января 2011 года. После этого каждому региону предстоит решить, переходить ли школам на СПО или использовать лицензионное.
Представитель Минкомсвязи напоминает, что еще в 2008 года его министерство разработало проект методических рекомендаций по разработке и приобретению ПО для использования в органах госвласти и бюджетных учреждениях. В нем предусмотрены случаи, в которых использование СПО является предпочтительным.
Обучить учителей использовать СПО стоит недорого, уверил журналистов гендиректор разработчика СПО Alt Linux Алексей Смирнов. Например, за последний год на это в России ушло не более 200 млн рублей.
IDC измеряет эффективность использования ПО в основном для коммерческих компаний, для которых лицензионное ПО часто эффективнее, чем СПО, указывает президент Leta Group Александр Чачава. Однако для образовательной системы СПО постепенно становится стандартом: его сложнее освоить, зато оно лучше позволяет изучить компьютер.
Напомним также, что в прошлом году часть дисков со свободным ПО для российских школ оказались непригодными к использованию. Данный инцидент получил широкую огласку в российской блогосфере. Десятки комментариев на эту тему появились и в ЖЖ-сообществе президента России Дмитрия Медведева.