В феврале, когда продемократические акции протеста быстро распространились по Ближнему Востоку и Северной Африке, директор научно-исследовательского института при министерстве телекоммуникаций, рассказал иранскому информационному агентству, что в скором времени 60% домов и предприятий страны будут подключены к новой внутренней сети. Через несколько лет это распространится на всю страну, добавил он.
На этом пути, разумеется, есть препятствия. В статье отмечается, что даже для страны, изолированной экономически от Запада санкциями, интернет является важным инструментом бизнеса.
"Ограничение доступа может воспрепятствовать инвестициям из России и Китая, от других торговых партнеров. Это также вопрос опыта и ресурсов, необходимых для создания иранского эквивалента популярных поисковых систем и веб-сайтов, таких как Google", - пишут авторы.
"Вряд ли возможно отсоединить Иран и поместить его в замкнутое пространство, - отметил Фред Петроссян, который уехал из Ирана в 1990-х и теперь является редактором электронной версии Radio Farda, иранской информационной службы Free Europe/Radio Liberty. - Но они работают над этим".
"Не многие допускают, что Иран сможет полностью перерезать связи с более широким интернетом. Но он может сделать шаг в сторону двойной структуры интернета, применяемой в нескольких других странах с репрессивными режимами", - говорится в статье.
Так, Мьянма сообщила в октябре прошлого года, что подключение к интернету будет осуществляться через отдельную систему, контролируемую новой правительственной компанией, и доступ будет только к проверенному контенту.
У Кубы тоже фактически есть два интернета - один для туристов и правительственных чиновников, подключенный к внешнему миру, а другой - закрытый и наблюдаемый, с ограниченным доступом, для общественного пользования. Северная Корея делает первые пробные шаги в киберпространство, создавая аналогичную двойную систему.
Напомним, Али Агамохаммади, который занимается экономическими вопросами в правительстве страны, заявлял недавно, что иранская национальная сеть будет "истинно халяльной (т.е. соответствующей строгим нормам исламской традиции) сетью, соответствующей этическому и моральному уровню мусульман", сказал недавно, по сообщению государственной информационной службы,.
По словам Агамохаммади, сначала новая сеть будет работать параллельно с обычным интернетом - у банков, правительственных ведомств и крупных компаний сохранится к нему доступ. В конечном итоге, по его словам, национальная сеть придет на смену всемирному интернету как в Иране, так и в большинстве мусульманских государств.