В 1994 году Роджер Фиддлер придумал "электронную газету" - прототип тонкого (толщина в один дюйм тогда считалась "тонкой") компьютера-моноблока с вертикально ориентированным цветным дисплеем, который должен был революционировать печатное дело.
По данным блога "Планета е-книг", это устройство размером чуть больше стандартного офисного конверта, должно было показывать текст, графику, проигрывать музыку и видео, и его можно было бы всегда носить с собой. Предусматривалось питание от перезаряжаемых батарей и возможность "подключаться к информационным источникам".
Для создания своего прототипа Фиддлер использовал детали ноутбука Apple Macintosh Duo и 15-дюймовый монитор Radius Pivot.
Фиддлер работал в компании Information Design Lab, которая разрабатывала инновационные решения для ныне несуществующей медиакомпании Knight Ridder, до 2006 года - одного из крупнейших газетных издательств США.
Изобретатель полагал, что газетный бизнес стоит на грани революции, что "все формы медиа, которые мы знаем сегодня, трансформируются в ближайшие 10-15 лет".
Важной частью этой революции, предсказывал Фиддлер в снятом Knight Ridder проморолике, будет появление устройств, которые он назвал electronic tablet (собственно, так же они сегодня по-английски и называются).
"Это будут компьютеры принципиально нового класса. Они будут весить около 2 фунтов. Они будут портативны и будут иметь дисплей, сравнимый по качеству с чернилами на бумаге. Они будут способны комбинировать текст, видео, аудио и графику. И они станут неотъемлемой частью нашей повседневной жизни к концу текущего века, - говорил изобретатель. - Мы, возможно, по-прежнему будем использовать компьютеры для создания информации, но для обмена информацией мы будем использовать планшетники.”
К сожалению, идея Фиддлера не была воплощена в реальном продукте. Позднее он рассказывал, что тогдашняя технология изготовления экранов оказалась непригодной для реализации его идеи (тонкие плоские цветные экраны потребляли слишком много энергии и стоили слишком дорого).
Поэтому финансирование прекратилось, компания, где он работал, была закрыта, а промышленность занялась тем, что обещало более быструю прибыль - ПК, интернетом и ранними прообразами букридеров с монохромными экранами.
С другой стороны, стоит отметить, что "таблетка" Фиддлера может считаться прототипом современных планшетников в основном благодаря своему названию. Сама идея создания портативной вычислительной машины "размером с блокнот, имеющей плоский монитор и умеющей подключаться к сетям без проводов", появилась гораздо раньше.
Первым устройством, пригодным для автономного мобильного чтения, считается Apple Newton, однако руководитель исследовательской лаборатории компании Xerox Алан Кей заговорил о таком устройстве еще в конце 60-х годов прошлого века.
Предложенный им компьютер Dynabook, по информации из Виртуального компьютерного музея, рассматривался не как вычислительное устройство, а как медиасредство для пользователя-непрофессионала.
Кей описывал его как портативное интерактивное устройство с плоскопанельным сенсорным экраном, беспроводной системой коммуникации и мультимедийными возможностями.
Для этого компьютера будущего был спроектирован и смоделирован графический интерфейс Star GUI, включивший все знакомые нам сегодня элементы — окна, пиктограммы, меню и многое другое. Графический интерфейс Star стал прототипом интерфейса Apple Macintosh.
Позднее Стив Джобс не раз говорил, что эта идея тогда настолько потрясла и захватила его, что практически все разработки Apple постепенно приближали мир к реализации этой идеи. В 1980-х годах некоторые черты Dynabook частично воплотились в таких разработках Apple, как Knowledge Navigator и Newton.
Apple Newton, напомним, выпускался с 1993 по 1998 год. Одним из оригинальных сценариев возможного применения устройства, влиявших на разработку, был "сценарий работы архитектора": архитектор, занимающийся проектами жилых домов, обсуждает с клиентом новый дом, используя двумерный план этажа, делает набросок и вносит изменения непосредственно в ходе разговора. Компьютеры Newton поддерживали и распознавание рукописного ввода.
Однако для полноценного осуществления задуманных сценариев устройству не хватило ресурсов, а вот для чтения электронных книг ресурсов вполне хватало.