Напомним, 13 апреля 2018 года Таганский районный суд Москвы удовлетворил иск Роскомнадзора о блокировке Telegram в России в связи с отказом сервиса исполнить обязанности организатора распространения информации (ОРИ) и передать ФСБ ключи шифрования сообщений. Через несколько дней после принятия этого решения Роскомнадзор приступил к блокировке Telegram. Поначалу в ведомстве действовали весьма решительно: блокировке подвергались миллионы IP-адресов, что незначительно влияло на работу Telegram у российских пользователей, но приводило к блокировке множества сторонних сайтов и сервисов. В итоге за два года Роскомнадзор, несмотря на обещания прежнего руководителя Александра Жарова, так и не достиг никаких успехов в деле блокировки неугодного мессенджера.
В конце апреля 2020 года Тумусов и Ионин направили премьер-министру Михаилу Мишустину и главе Минкомсвязи Максуту Шадаеву законопроект о запрете блокировать "официальные сервисы для государственных органов по распространению информации о текущей ситуации в период введенного режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации". В пояснительной записке уточнялось, что речь идет именно о Telegram, который, несмотря на блокировку, используют оперативные штабы правительств Москвы и Московской области для информирования граждан об эпидемии коронавируса и мерах борьбы с ней.
"Наконец, в большинстве случаев Telegram работает у российских пользователей без каких-либо помех, а в случае их наличия в стране сформировано широкое предложение бесплатных средств обхода блокировок. Дальнейшая декларативная блокировка мессенджера, таким образом, наносит урон не его развитию, а престижу государственной власти РФ", - говорилось в записке.
"Предлагаемая законопроектом поправка в статью 15.4 Федерального закона N149-ФЗ в случае ее принятия может повлечь злоупотребление правом со стороны недобропорядочных организаторов распространения информации в сети Интернет, которые будут умышленно распространять информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в целях ухода от преследования", - говорится в отзыве Минкомсвязи.
В ведомстве также отметили, что "с точки зрения юридической техники изложения считаем, что используемые в законопроекте термины (сервис, официальный сервис) не имеют раскрытия в тексте и не подлежат использованию. Вызывает сомнение формулировка "текущая ситуация", имеющая расширительное толкование".
В Минкомсвязи полагают, что размещение сведений в интернете официальными органами власти уже регламентировано и не требует дополнительных уточнений в законе "Об информации". Помимо этого, в отзыве говорится, что законопроект об отмене блокировки Telegram "имеет высокий уровень дискреции, обусловленный отсутствием четких критериев установления тех организаторов распространения информации в сети Интернет, в отношении которых может быть введено исключение". Наконец, документ, по мнению представителей Минкомсвязи, "не содержит механизма реализации, определяющего субъекта, уполномоченного на принятие решения о прекращении ограничения доступа, а также порядок преодоления судебного решения по блокировке информационного ресурса организатора распространения информации в сети Интернет".
Комментируя позицию Минкомсвязи, Ионин заявил, что разработчики законопроекта не намерены отказываться от инициативы. По их мнению, закон может приостановить на время решение суда, что предоставит возможность "представителям спецслужб и Telegram вернуться к разговору о технической возможности передачи ключей шифрования и других не снятых пока вопросов".
"Формально есть только два юридических способа снять блокировку с Telegram - отменить решение суда либо изменить закон. На мой взгляд, оснований блокировать мессенджер не было ни три, ни два года назад, нет их и сейчас. Ситуация, когда решение о блокировке есть, оно явно неправовое и при этом еще и власти не способны его исполнить, должна быть исправлена. И инициативу депутатов можно только поддержать", - отмечал в апреле Руководитель международной правозащитной организации "Агора" Павел Чиков.