"Во-первых, нужно понимать, что в большинстве стран мира взаимодействие с властями нужно для того, чтобы помочь пользователям - разыскать спамеров, задержать злоумышленников, которые используют подобные нашей платформы для нелегальной активности, и т.д. Работать с ними для нас обязательно. Но есть вещи, которые мы никогда не будем делать", - сообщил Шмилов, уточнив, что к последним относится и передача ключей шифрования, поскольку у сервиса, который ввел сквозное шифрование переписки в 2016 году, их попросту нет.
"Можно попросить ключи для дешифровки у пользователя, но мы их, как компания, не видим и не храним. Даже когда к нам приходят спецслужбы, ответ не меняется", - пояснил топ-менеджер Viber.
Шмилов также сообщил, что за 3,5 года присутствия Viber в России компания несколько раз получала запросы от госорганов, но их число было намного меньше, чем в Европе. При этом точные цифры он не привел.
"Все, что мы можем дать, - логи разговора: когда и с кем общался пользователь. Мы обязаны это делать по законам, которые действуют во многих странах мира. Кроме этого, мы ничего предоставить не можем", - объяснил Шмилов, добавив, что за это действие компания берет определенный сбор, точная сумма которого зависит от страны. По его словам, правоохранительные органы оплачивают этот сбор - они согласны делать это, чтобы получить нужную информацию.
Отметим, что, в отличие от мессенджера Telegram, которому в настоящее время грозит блокировка в связи с отказом передать ФСБ ключи шифрования сообщений, Viber пока что не зарегистрирован в России в качестве ОРИ. Представитель Роскомнадзора сообщил РБК, что решение о направлении сервису запроса на предоставление информации для включения в реестр пока не принято.
По мнению Шмилова, настойчивость ФСБ в отношении Telegram объясняется тем, что у этого мессенджера только 10% переписки шифруется по методу end-to-end (речь идет о так называемых секретных чатах). Это значит, что у компании есть возможность дешифровать все остальные сообщения, в то время как в Viber по умолчанию шифруются все чаты и звонки.
Представитель Viber также указал на еще одно законодательное требование, выполнить которое для мессенджера затруднительно. Речь идет о положениях "закона Яровой", которые вступят в силу 1 июля. С этого дня ОРИ будут обязаны хранить информацию о факте коммуникации их пользователей в течение года (сейчас этот срок составляет шесть месяцев), а содержание самих сообщений - полгода.
Как пояснил Шмилов, в политике конфиденциальности Viber указывается, что компания не читает содержание сообщений и не прослушивает вызовы, совершенные в частном порядке с помощью Viber, а также не хранит эти сообщения после их доставки по назначению, а если сообщение не было доставлено получателю в течение двух недель, оно будет удалено с серверов.
"Главным приоритетом для нас остается конфиденциальность данных наших пользователей, и мы будем придерживаться этого принципа в любом случае. В том числе и потому, что сложно передать то, чего у нас нет", - подытожил Шмилов.
Как напоминает РБК, Viber входит в число самых популярных в России мессенджеров. Так, в январе этого года, по данным Mediascope, ежедневная аудитория сервиса в городах с населением от 100 тыс. человек на ПК и мобильных устройствах составила 9,4 млн человек. Для "ВКонтакте" этот показатель составил 22,6 млн человек, для WhatsApp - 12,2 млн, для Facebook - 5 млн, для Telegram - 2,5 млн.
Также стоит отметить, что Viber одним из первых отчитался о выполнении требований вступивших в силу 1 сентября 2015 года поправок, согласно которым компании обязаны хранить данные российских пользователей на территории страны. Компания сообщила о выполнении этой нормы уже в октябре 2015 года.