Павел Дуров
Global Look Press
Основатель мессенджера Telegram заявил, что в случае блокировки сервиса в России из-за отказа предоставить данные для внесения в реестр организаторов распространения информации (ОРИ) российским чиновникам придется перейти на использование других популярных мессенджеров, которые, по мнению Дурова, контролируются властями США.

"Парадоксально, что на повестке дня в России нет блокировки контролируемых США WhatsApp или Facebook Messenger, но активно обсуждается блокировка нейтрального по отношению к России Telegram. Как только Telegram блокируется, переписка российских чиновников, их общение с друзьями и родственниками и прочие чувствительные данные через WhatsApp/Viber перейдут в подконтрольные Америке облака Apple iCloud/Google Drive", - написал Дуров на своей странице в социальной сети "ВКонтакте", добавив, что не видит в действиях властей смысла с точки зрения национальной безопасности России.

По мнению Дурова, со стороны требования чиновников выглядят как "некий саботаж государственных интересов".

Вскоре после публикации записи Дурова ее прокомментировал глава Роскомнадзора Александр Жаров.

"К сожалению, мы не услышали ответа по существу вопросов, поставленных в моем обращении к команде Telegram и Павлу Дурову. Компания, управляющая упомянутыми в сообщении господина Дурова сервисами, самостоятельно принимает решение относительно исполнения российского законодательства и ведения диалога с органами власти Российской Федерации.

Если говорить по существу ответа Павла Валерьевича, я должен сказать, что он, к сожалению, нейтрален по отношению к террористам и преступникам, которые пользуются его мессенджером, и абсолютно игнорирует безопасность простых пользователей Telegram", - говорится в записи Жарова, опубликованной на странице ведомства в Facebook.

Дуров отреагировал на слова Жарова и отметил, что глава ведомства не смог пояснить, почему проводит кампанию по переводу данных российских граждан на сервера американских сервисов.

"Вместо этого он со страниц Facebook обвинил Telegram в "нейтральном отношении" к терроризму. Эта позиция далека от реальности: только с начала этого месяца Telegram заблокировал более 5 тысяч публичных каналов и групп, связанных с пропагандой терроризма", - написал Дуров, предложив всем желающим ознакомиться со статистикой блокировок, публикуемой в специальном Telegram-канале.

По словам Дурова, Telegram обрабатывает запросы на удаление террористических материалов со всего мира – и ни в одной стране мессенджер не был заблокирован за несуществующую "нейтральность" в этом вопросе.

Напомним, 23 июня Жаров написал Дурову письмо, в котором пригрозил заблокировать Telegram, отметив, что от его представителей требуется лишь заполнить присланную Роскомнадзором анкету сведениями о компании, которая управляет мессенджером, для включения этих данных в реестр организаторов распространения информации.

Ранее в администрации мессенджера заявили, что ни одно правительство не получило и не получит "ни бита" информации от сервиса. В Telegram также пояснили, что любые данные, которые передаются через мессенджер, зашифрованы и шифрование распространяется как на секретные, так и на облачные чаты.

Для регистрации в реестре ОРИ компания должна указать полное и сокращенное (при наличии) наименование, страну регистрации, налоговый идентификатор и (или) идентификатор в торговом реестре страны регистрации, адрес местонахождения, почтовый адрес, электронный адрес, доменное имя, электронный адрес администратора ресурса, провайдера хостинга и описание сервиса (продукта), предоставляемой услуги.

Согласно закону, организаторы распространения информации обязаны хранить на территории России информацию о фактах приема, передачи и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а после вступления в силу "закона Яровой" 1 июля 2018 года этот срок будет увеличен до одного года, и компаниям также придется до полугода хранить содержимое разговоров, сообщений и другой контент пользователей. Эти данные компании должны предоставлять по запросу уполномоченным органам, например ФСБ.