По словам одного из собеседников издания, идея суверенного Рунета возникла еще в 2006-2007 годах, когда главой Минкомсвязи был Леонид Рейман.
"Я не знаю, откуда в министерство спустили этот запрос. Но Рейман велел подчиненным выяснить у технических специалистов, возможно ли это (отключение России от интернета – прим. NEWSru.com). Мы подготовили отчет. Ответили, что ничего страшного не случится. Рейман, правда, из тех людей, которые не верят одному источнику. Я знаю, что ему сделали не один доклад. Все доложили, что такое отключение невозможно", – сказал бывший сотрудник ведомства.
"Идея суверенного интернета то пропадала, то возникала снова. Когда в 2014 году случился Крым и начался конфликт на Востоке Украины, провели заседание Совбеза. Там этот вопрос обсуждался. После этого появился определенный набор поручений. Нужно было что-то придумать для защиты интернета. А то ведь санкции, все плохо, завтра отключат нас от внешнего мира", – заявил другой собеседник журналистов, отметив, что тогда критичной была признана угроза лишения России доступа к DNS-серверам: зоны ру.
"Критики закона о суверенном интернете говорят, что ни одну страну еще не отключали от интернета извне. Но были прецеденты в Сирии и Египте. Перерывы в связности были, и они были системными. Это не сервер на территории страны упал. Мы не знаем, что являлось причиной. Я считаю, что внешнее вмешательство было. Но даже если и не было: то, что никогда не происходило, может произойти", – считает собеседник издания.
Инициатором разработки мер по защите интернета от внешнего вмешательства стал Совбез
Оба источника сошлись во мнении, что запрос на изучение проблемы отключение страны от интернета исходил от Совбеза, а в 2014 году по этой теме были даны конкретные поручения.
"Было предложено решение. Если упрощенно – ставим серверы, которые автоматически накапливают данные DNS-серверов, обеспечивающих российский трафик. Такое дублирование информации в фоновом режиме. Если возникает проблема со связностью, мы эти серверы можем подставить и таким образом восстановить российский сегмент интернета. Это было бы временной мерой – потому что все равно система в таком случае будет деградировать, но так можно сохранить связность", – сказал один из источников "Настоящего времени", уточнив, что затраты на эти серверы оценили в несколько десятков миллионов рублей.
Однако масштаб этой идеи "показался заинтересованным силам недостаточным", и от министерства потребовали написать целый закон. Его первый вариант появился в 2016 году и был довольно мягким, но "постепенно все это стало превращаться в людоедскую историю".
"Параллельно продолжал беспокоиться Совет безопасности. Они там решили, что трафик при обмене внутрироссийских пользователей выходит за границу РФ. То есть кто-то, оперируя устаревшими представлениями о том, как работает интернет, решил, что трафик между одним зданием в Москве и другим бежит, например, до Франкфурта, а потом до другого провайдера, потому что такие маршруты бывают дешевле и хостеры ради лишней копейки гоняют трафик через зарубежные узлы. Такая история действительно имела место — но на рубеже 2000-х годов. Тогда были войны хостеров. Но это все давно умерло. Но люди из администрации президента и некоторые идеологи из Роскомнадзора накинулись на эту историю: страшно, подмена трафика произойдет, выхватят наш трафик и заменят чем-то! Были такие теории", – рассказал бывший чиновник.
Тогда эксперты и операторы связи провели тесты, которые показали, что за пределы страны выходит не более 3-5% внутреннего трафика, но "руководство эти данные не убедили".
По словам источников, в 2017 году замглавы Минкомсвязи Олег Иванов (тогда он занимал пост заместителя главы Роскомнадзора) предложил создать "Центр мониторинга и управления сетями связи". В его представлении этот Центр должен был представлять собой помещение, в котором специалисты могли бы в реальном времени следить за работой магистральных сетей и реагировать на сбои, переключая трафик на другие линии. Попытки сотрудников Минкомсвязи объяснить, что создать такую систему фактически невозможно, не увенчались успехом.
"Роскомнадзор нанес гораздо больший урон репутации власти, чем те ресурсы, которые он пытался заблокировать"
Отдельно собеседники упомянули историю с попытками Роскомнадзора заблокировать Telegram. По их словам, именно Иванов предложил блокировать многомиллионные диапазоны IP-адресов для борьбы с мессенджером. Но это привело лишь к тому, что действия Роскомнадзора затронули множество сторонних сайтов и сервисов. По слухам, на одном из докладов по этой теме глава правительства Дмитрий Медведев написал резолюцию смысл которой сводился к тому, что Роскомнадзор нанес гораздо больший урон репутации власти, чем те ресурсы, которые он пытался заблокировать.
Потерпев неудачу с такой блокировкой, Роскомнадзор начал искать специалиста, который смог бы создать нормальную систему блокировок. Несмотря на привлекательные условия, по меньшей мере два человека отказались пойти на такую работу: один по идеологическим соображениям, а другой – по соображениям личного плана.
Законопроект о суверенном Рунете родился в недрах Минкомсвязи
По словам собеседников издания, очередной всплеск интереса к этой теме произошел в 2018 году, когда на одном из совещаний, посвященных интернету, Иванов предложил обязать операторов поставить у себя системы DPI, позволяющие анализировать трафик и выборочно блокировать его (это предусмотрено в принятой редакции закона). Тогда решение по этому поводу не было принято, но вскоре сменилось правительство, и место тогдашнего главы Минкомсвязи Николая Никифорова занял Константин Носков. Вслед за ним в ведомство пришли новые люди. После этого тема с суверенным интернетом получила новое рождение.
Один из источников "Настоящего времени" выразил уверенность в том, что одобренный сенаторами закон был разработан в Минкомсвязи, а сенаторов и депутата выбрали в качестве авторов для упрощения процедур: если бы закон шел через министерство, то его нужно было бы согласовывать с Минэкономики, с Минфином и с ФСБ. Это согласование документ, скорее всего, не прошел бы.
При этом оба бывших сотрудника Минкомсвязи сошлись в том, что закон о суверенном интернете не будет работать, и его принятие не приведет к фатальным последствиям. Ранее с таким же мнением выступали IT-эксперты.