Именно этот известный физик, выходец с Украины, был идейным вдохновителем проекта. В середине 1990-х он уехал в Канаду, где и стал одним из основателей будущей фантастической кампании. Это была его идея - заняться разработкой квантовых процессоров на основе сверхпроводниковых элементов. Загоскин сумел привлечь инвесторов, собрать команду ученых; практически все - выходцы из Советского Союза.
На начальном этапе у D-Wave Systems, основанной в 1999 году, никакой технологии не было, и они заключили соглашение с профессором Института фотонных исследований в Йене Евгением Ильичевым, также нашим соотечественником, на разработку квантового процессора на основе сверхпроводниковых датчиков. Работа длилась около 5 лет, с 2001 по 2006 год. Сначала был сделан один квантовый бит, потом два, затем дошли до четырех. Квантовый бит представлял собой кольцо микронных размеров из сверхпроводникового материала. Информация на него записывается направлением тока, который может течь в таком кольце в двух противоположных направлениях: по часовой стрелке и против. Именно существование таких состояний позволяет квантовому процессору реализовывать алгоритмы, недоступные обычным процессорам.
На данный момент в D-Wave работает около 60 сотрудников, но все вместе они - мощная группа ученых и разработчиков. В разное время они были связаны практически со всеми ведущими лабораториями, занимающимися квантовыми компьютерами, и сейчас привлекают к экспертизе ведущих экспертов мира по квантовой физике.
{pic_1 l}Как отмечает "Независимая газета", для неспециалиста квантовый компьютер – это что-то совершенно фантастическое по масштабам, это вычислительная машина, перед которой обычный компьютер все равно что счеты перед компьютером. Ученые особенных прорывов на этом поле в ближайшее время не ожидали.
Поэтому, когда в 2007 году канадская компания объявила, что создала 16-кубитовый процессор и компьютер на его основе уже решает несложные задачи, научное сообщество отнеслось к этому скептически. В D-Wave Systems спорить не стали, а разработали уже 128-кубитовый процессор под названием Rainier. В мае 2011 года сообщение в журнале Nature взорвало научный мир. В статье доказывалось, что работа нового компьютера имеет чистый квантово-механический характер.
Уже через две недели последовало оглушительное сообщение о продаже квантового детища D-Wave корпорации Lockheed Martin. Тот же Nature сообщил, что корпорация планирует использовать эту новую технологию для создания "киберфизических" систем, интегрирующих программное обеспечение с датчиками состояния окружающей среды. Корпорация очень придирчиво изучала квантовый компьютер, прежде чем совершить покупку, и приглядывалась к нему более года.