Из документов следует, что в каждом вагоне установят восемь камер, умеющих различать и сортировать лица. Систему распознавания лиц в Москве внедряют уже несколько лет, несмотря на возражения правозащитников. Эта технология позволяет находить преступников и нарушителей режима самоизоляции, но, по некоторым данным, получить доступ к ней может любой желающий.
В публикации также отмечается, что мэрия Москвы и так собирает многие данные пассажиров метро. Так, в рамках системы, разработанной два года назад, столичные власти получают информацию о поле, возрасте, уровне дохода, социальном статусе пассажиров метро и номерах их телефонов. Номера загружаются в систему в зашифрованном виде, но могут быть расшифрованы.
Источником этих данных служит компания "МаксимаТелеком", которая является оператором сети Wi-Fi в московском метро. В число акционеров этой компании входили люди, связанные с вице-мэром Максимом Ликсутовым, а модернизацией системы сбора данных, которая позволит отслеживать перемещения пассажиров, сейчас занимается компания "Программный продукт", принадлежащая Сергею Александрову. Ранее его бизнес-партнером была родственница вице-мэра Нина Ликсутова.
Летом прошлого года Ликсутов рассказывал, что мэрия использует для отслеживания перемещений горожан не только данные, которые закупаются у сотовых операторов, но также данные о перемещениях такси, записи камер фото- и видеофиксации, сведения о поездках владельцев карт "Тройка" и данные из публичных сетей Wi-Fi. При этом он подчеркивал, что в системе используются только обезличенные данные и только для улучшения сети общественного транспорта. Однако эксперты отмечали, что определенный набор обезличенных данных, позволяет установить их принадлежность конкретному человеку, и ставили под сомнение легальность системы.
Напомним, в начале июля оппозиционный политик Владимир Милов и общественный деятель Алена Попова подали в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу на использование столичными властями технологии распознавания лиц во время митинга в 2019 году в Москве. Истцы считают, что сплошное применение технологии распознавания лиц на митинге 29 сентября нарушило право граждан на охрану частной жизни (ст. 8 Европейской конвенции), а невозможность избежать камеры нарушала право на свободу собраний (ст. 11).
Чтобы попасть на митинг, участникам было необходимо пройти через полицейский кордон. Активисты заметили на рамках металлоискателей камеры на уровне человеческого роста. По мнению Владимира Милова и Алены Поповой, это, возможно, первый случай массового использования технологии распознавания лиц в России.