Reuters
20 января, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игорь Щеголев опубликовал в пятницу в газете "Ведомости" статью под названием "Миру нужен кодекс поведения в сети".

"На Западе бытует мнение, что российское правительство якобы стремится к большему государственному контролю над интернетом, – пишет министр. – Но в нашей стране даже не рассматривается возможность в случае социальных беспорядков перекрывать доступ к Twitter или Facebook, тогда как некоторые страны Европы открыто провозгласили, что применят именно такую меру".

По мнению Игоря Шеголева, если интернет блокировать и цензурировать, "он просто потеряет свой смысл".

К подобным выводам российского министра подтолкнули новости о том, что
Конгресс США приступает к рассмотрению скандального законопроекта о защите американской интеллектуальной собственности в интернете (SOPA), вызвавшего массовые протесты в сетевом сообществе.

"Суть его заключается в том, что любой участник деятельности в сети Интернет, начиная с провайдеров и кончая поисковиками и даже рекламодателями, обязан фактически по любому обращению правообладателя прекратить предоставление услуг ресурсу, обвиняемому в пиратстве, и прекратить с ним любое взаимодействие", – пишет глава ведомства.

"Принятие SOPA не только крайне негативно отразится на развитии Интернета как бизнес-пространства, но фактически может стать инструментом цензуры, что противоречит демократическим принципам и совсем не согласуется с позицией госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая любит говорить о "фундаментальных свободах" для интернета, особенно когда упоминаются Twitter или Facebook", – продолжил он.

Особую тревогу, пишет министр, вызывает то, что усиление контроля над содержанием веб-сайтов может ослабить кибербезопасность.

Щеголев считает, что "серьезно затруднить злоупотребления информационными технологиями против интересов как отдельных государств, так и всего мира в целом мог бы международный кодекс поведения в киберпространстве".

Глава российского Минкомсвязи, очевидно, имеет в виду, что в SOPA прописан принцип, при котором на интернет будет распространяться конкретная юрисдикция конкретного государства - иными словами, США смогут заблокировать не только сайты, серверы которых размещены на территории США, но и другие ресурсы, доступ к которым имеют граждане этой страны.

Щеголев подчеркивает в этой связи, что "не все государства готовы подписаться под конвенцией об интернет-пространстве как под юридически обязывающим документом" и "необходим диалог, чтобы определиться хотя бы с основными понятиями".

Отметим о цензуре в интернете в последнее время задумались во многих странах - особенно после волны революций, прокатившихся в 2011 году по странам арабского мира. В мобилизации акций протеста (в частности, в Египте, Тунисе, Сирии) немалую роль сыграли социальные сети и блогосфера.

На прошедшем в декабре в Вильнюсе заседании Совета ОБСЕ Россия заблокировала принятие декларации о фундаментальных свободах в цифровой век, которую предложили США и ряд других стран.

Российские дипломаты тогда настаивали на внесении в документ фразы о необходимости соблюдения принципа невмешательства во внутренние дела государств и признания их суверенитета над национальными сегментами интернета. Но против этого предложения резко выступили США.