В ведомстве сообщили, что за три с лишним месяца Роскомнадзор не направил ни одному сервису обхода блокировок требование закрыть для пользователей доступ к запрещенным сайтам.
Согласно закону, выявлением сервисов, нарушающих закон, должна заниматься Федеральная служба безопасности (ФСБ) или другой орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность (ОРД) и обеспечивающий безопасность России. По их инициативе Роскомнадзор должен направлять анонимайзерам требование подключиться к федеральной государственной информационной системе (ФГИС), в которой содержится информация о запрещенных сайтах, и блокировать доступ к этим ресурсам. Если анонимайзер не подключится к ФГИС в течение 30 дней с момента получения требования от Роскомнадзора, то будет заблокирован сам.
"По состоянию на сегодня обращений от участников ОРД и госбезопасности в отношении анонимайзеров и VPN-сервисов не поступало", - рассказал представитель Роскомнадзора.
О том, что нашумевший закон может не заработать, говорили эксперты еще на стадии рассмотрения документа, а представители ряда VPN-сервисов прямо заявляли, что не собираются его исполнять. По словам аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, у Роскомнадзора нет рычагов давления на большинство VPN-сервисов, а блокировать их за нарушение закона ведомство тоже не может из-за отсутствия необходимых технических решений и соответствующих подзаконных актов. Также Казарян отметил, что около четверти российских интернет-пользователей прибегает к услугам VPN-сервисов и анонимайзеров, и эта доля постоянно растет.
Применение положений закона также затруднено из-за массового использования технологии VPN в корпоративных сетях для рабочих нужд. При этом, по словам юриста проекта "Роскомсвобода" Саркиса Дарбиняна, в Роскомнадзоре до сих пор не подготовили подзаконные акты, описывающие отличия личных и корпоративных VPN-сервисов.
"Закон говорит, что он не распространяется на корпоративные VPN-сети, однако способа отличать их от сервисов, используемых для личных нужд, пока нет. Возможно, что первые блокировки затронут в конечном итоге коммерческий и банковский сектора", - заявил Дарбинян.
Отметим, что похожая ситуация сложилась и со вступившим в силу 1 января этого года законом о регулировании мессенджеров, который предусматривает обязательную идентификацию пользователей. Спустя месяц после вступления в силу он так и не заработал из-за отсутствия необходимых подзаконных актов.