"Доход, который издатели игр под iPhone получают от Apple, очень привлекателен для них, поэтому есть риск, что если сотовые операторы не ответят адекватным изменением своих бизнес-моделей, то многие издатели Java-игр могут вообще уйти с рынка, чем вызовут снижение потребительского спроса в долгосрочной перспективе", - заявляет автор недавнего исследования Juniper Виндзор Холден
Согласно данным исследовательской компании Nielsen Mobile, пользовательская база iPhone в США - наиболее крупном и активном рынке сбыта мультимедийного контента - составляет 3,6 млн абонентов. При этом проникновение сотовой связи в Америке и общее количество пользователей сотовых телефонов многократно превосходит эту цифру, а Apple стимулирует развитие рынка, заставляя операторов подстраиваться под новые требования рыночной конъюнктуры.
В России iPhone пока не оправдал ожиданий - он по-прежнему остается нишевым продуктом, и российские участники рынка VAS-услуг (VAS, value added service, дополнительные неголосовые сервисы сотовых операторов), опрошенные изданием, не разделяют опасений Холдена.
Дело в том, что на данный момент рыночная доля iPhone меньше, чем, например, смартфонов Nokia. Java-игры рассчитаны на большее количество мобильных устройств и на меньшую цену за одну копию. С другой стороны, пользователи iPhone потребляют больше трафика и покупают больше программных продуктов с одного мобильного устройства, но пока это число не критически велико, чтобы говорить об отмирании Java-приложений как класса.
Кроме того, в связи с политикой операторов по продвижению iPhone, рынку мобильных игр, выпускаемых на платформах Java/Symbian/Windows Mobile, бояться нечего. Мировые производители, поставляющие игры на российский рынок, уже некоторое время назад начали разработку игр для эiPhone, однако пока российские контент-провайдеры не получали от них этот продукт: все ждут, пока iPhone наберёт обороты в России".
В целом, по оценкам Juniper Research, рынок мобильных игр в мире достигнет к 2013 году 10 млрд долларов. Но несмотря на то, что данный сегмент продемонстрирует в ближайшие 5 лет почти двукратный рост (с отметки в 5,4 млрд в 2008 году), аналитики не считают это большим успехом: при оптимистичном раскладе динамика могла быть более впечатляющей.
Эксперты приводят два сдерживающих фактора. Во-первых, доходы издателей игр от так называемой on-portal модели предоставления VAS-услуг (через собственные порталы операторов) невелики в общем объеме выручки. Во-вторых, мобильным играм не хватает правильного маркетинга.