"Есть очень мощные силы, объединившиеся против открытости интернета, со всех сторон и по всему миру, - сказал создатель самой популярной поисковой системы мира. - Сейчас я этим обеспокоен больше, чем когда-либо. Это пугает".
Брин поясняет, что еще пять лет назад он был уверен, что ни одно правительство не способно ограничить свободу в интернете. Но за прошедшие пять лет правительство Китая доказало ему, что это вполне возможно.
Далее Сергей Брин поясняет, что угроза для свободы интернета исходит со стороны правительств, все более активно пытающихся "систематизировать" для своих граждан доступ к электронным средствам связи и ужесточающих меры контроля за их коммуникационным обменом.
Свой "вклад" в эти усилия, как отметил Брин, вносят и представители индустрии развлечений, борющиеся с пиратством. Наконец, по его мнению, свои правила навязывают социальные сети, равно как и компании-производители программного обеспечения.
В числе стран, наиболее активно пытающихся ограничить доступ своих граждан в интернет, Брин назвал Китай, Саудовскую Аравию и Иран.
Среди компаний и социальных сетей, фактически диктующих свою волю пользователям с помощью своих собственных программных "платформ", он упомянул Apple и Facebook, которые, по его словам, пытаются поставить технологии под свой тотальный контроль, блокируя любые инновации со стороны сторонних разработчиков.
Сергей Брин считает, что Google спокойно относилась к росту и развитию Facebook, тогда как если бы Facebook появилась первой, то она просто не дала бы развиться Google.
"Работая с ними, вы должны играть только по их правилам, а они довольно жесткие и ограничительные. Принципы, в соответствии с которыми мы создавали наш поисковик, были максимально открытыми. Как только вы получаете слишком много рамок и правил, то вам становится сложно нормально развиваться", - говорит Брин.
Google же, по мнению его руководителя, нейтрально относится к конкуренции, в то время как Facebook, например, намеренно делает свои средства несовместимыми с конкурирующими сервисами и приложениями, а также искусственно затрудняет переход пользователей из Facebook в Google+.
Газета также приводит слова Брина о том, что он осознает беспокойство некоторых пользователей по поводу предоставления их частной информации правоохранительным органам, которые периодически требуют выдать данные на того или иного пользователя, а иногда даже запрещают уведомлять самого пользователя об этом факте. Компании, по его словам, удается отбиться от части подобных запросов. Но "если бы мы могли взмахнуть волшебной палочкой и не подчиняться законам США, что было бы здорово". Пока же компания "делает всё, что может".
Интервью Брина появилось в The Guardian как часть серии материалов под общим заголовком Battle for the internet ("Битва за интернет"). В этих публикациях также рассматриваются вопросы интеллектуальной собственности, приводятся мнения энтузиастов и предпринимателей, борющихся за свободу и открытость Сети. Часть материалов серии публикуется на языке оригинала (в настоящий момент это две статьи на китайском, одна на русском и одна на эстонском).
По поводу интервью Брина британская газета отмечает, что, хотя в его словах, очевидно, есть рациональное зерно, у руководителя Google явно прослеживается собственный интерес. Очевидно, что он был бы не против, чтобы информация, накопившаяся в Facebook и сетях Apple, была бы доступна и для его поисковика, поскольку созданная Google модель подразумевает, что от открытого интернета эта компания выиграет больше других.