"Считаю, что ребенку младше 10 лет вообще не стоит выходить в интернет. Активно им пользоваться нужно начинать еще позже. Некоторые родители гордятся тем, что трехлетний малыш ловко управляется с планшетом и смотрит на нем мультики. Ничего хорошего, по моему мнению, в этом нет. Маленький ребенок начинает виртуальный мир считать частью реального, это изменяет восприятие действительности", - сказал Жаров.
Глава Роскомнадзора также отметил, что родителям необходимо контролировать время пребывания ребенка в Сети, а максимальный срок должен составлять не более двух часов в день.
"Если ребенок тихо сидит с планшетом, это не значит, что все у него хорошо, как раз наоборот, все может быть очень плохо. Проблемы могут возникнуть самые разные. От приглашения в опасные группы до кибертравли. Злоумышленники могут попытаться через детей проникнуть в личное пространство семьи", - отметил Жаров.
Помимо этого, глава Роскомнадзора обратил внимание на проблему сохранности данных пользователей, отметив, что различные приложения для смартфонов регулярно запрашивают доступ к данным, хранящимся на устройстве, и управлению его функциями, а полученная в результате информация используется в коммерческих целях.
"Так называемые "большие пользовательские данные" - это, по сути, уголь и нефть будущего. Они позволяют прогнозировать, как люди того или иного возраста, пола, проживающие на определенной территории, будут себя вести в некой ситуации. Можно вычислить, какие товары и когда надо им предлагать. За такую информацию готовы бороться и корпорации, и спецслужбы других стран", - считает глава Роскомнадзора.
В связи с этим Жаров порекомендовал пользователям делить все данные на три категории и хранить их в соответствии с уровнем конфиденциальности. Так, на смартфоне или компьютере можно хранить данные, которыми люди готовы делиться со всем миром. При этом их владельцы должны осознавать, что эта информация в любой момент может быть отправлена в "неизвестном направлении".
"Второй уровень - конфиденциальная информация, ее нужно хранить на защищенных носителях. Наконец, третий уровень - абсолютно личная информация, которую можно записывать только на бумаге", - рассказал Жаров.
Об отсутствии цензуры и эффективности блокировок сайтов
Отвечая на вопрос о деятельность ведомства в области надзора за СМИ и интернет-ресурсами, Жаров отметил, что она принципиально отличается от цензуры, поскольку Роскомнадзор реагирует на нарушения закона постфактум. Также Жаров напомнил, что цензура в стране запрещена Конституцией.
При этом глава Роскомнадзора поддержал принятие законопроекта о критической инфраструктуре интернета, который предлагает ввести контроль за точками обмена трафиком.
"Мне кажется логичным контролировать точки входа интернета к нам в страну. Потому что его отключение может привести к техногенной катастрофе. Такой контроль есть во многих странах: в том же Китае, в Турции, Германии и др.", - отметил Жаров.
Наконец, глава ведомства заявил, что считает блокировку доступа к запрещенным сайтам эффективной мерой, поскольку лишь немногие пользователи прибегают к различным способам обхода блокировок. Общее число таких людей Жаров оценил в 7-8% аудитории интернета.
Напомним, в конце января представители заблокированного около года назад торрент-трекера Rutracker признали, что посещаемость ресурса с тех пор упала на 40-50%, однако блокировка почти не отразилась на активности файлообмена.