В пресс-релизе Twitter, направленном в СМИ по электронной почте, говорится, что в компании "глубоко обеспокоены участившимися попытками заблокировать и задушить публичное общение в Сети".
"Нам известно, что работа Twitter в России замедляется широко и неизбирательно из-за опасений по поводу удаления контента", - приводит заявление компании агентство Reuters. В Twitter не уточнили, планирует ли компания отреагировать на действия российских властей.
Напомним, решение замедлить работу Twitter в России в Роскомнадзоре объяснили тем, что сервис не удаляет запрещенную информацию по требованию ведомства. "По состоянию на 10 марта 2021 года неудаленными остаются 3168 материалов с запрещенной информацией (в том числе 2569 с призывами к совершению суицида несовершеннолетними, 450 с детской порнографией, 149 с информацией об использовании наркотиков)", - отметили в Роскомнадзоре, добавив, что в Twitter также "демонстративно проигнорировали" требование удалить призывы к несовершеннолетним о совершении массового суицида 3 марта. Также в ведомстве заявили о наличии оснований для полной блокировки Twitter в России.
Из последнего опубликованного отчета Twitter о запросах госорганов следует, что в первой половине 2020 года соцсеть получила 8949 запросов на удаление разнообразного контента от российских госорганов. Из них компания удовлетворила более 20%: 1437 твитов были скрыты для пользователей из России. Кроме того, в отношении 628 аккаунтов были предприняты некие меры в соответствии с правилами сервиса.
Между тем законность действий Роскомнадзора вызвала сомнения у СМИ и некоторых экспертов. Как отмечает TJ, формально в законодательстве нет замедления сайтов в качестве меры ограничения доступа, а российские суды до сих пор не выносили подобных решений.
"Роскомнадзор в своем заявлении делает общую отсылку на закон "о запрете информации" и на безымянный регламент. Официально не ясно, что именно они имеют в виду. Некоторым СМИ они ссылаются на Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2020 г. N 127 "Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования". Но это подзаконный акт к закону "О связи", - отметил в своем Telegram-канале IT-эксперт Филипп Кулин, назвав действия ведомства "жонглированием правом".
Как отметили в разговоре с "Медузой" юрист и партнер "Центра цифровых прав" Саркис Дарбинян и генеральный директор Института исследований интернета Карен Казарян, для обоснования замедления работы Twitter Роскомнадзор использует лазейку, которая есть в законе "о суверенном Рунете". В одном из его подзаконных актов указано, что предоставление доступа к информации, которая подлежит ограничению в соответствии с российскими законами, считается "угрозой безопасности функционирования на территории РФ сети интернет". Роскомнадзор обязан внести эту "угрозу" в специальный реестр и утвердить "регламент реагирования".
Список мер по устранению "угрозы" может включать "изменение маршрутов сообщений электросвязи" и "изменение конфигурации средств связи". Дарбинян и Казарян считают, что расплывчатость формулировок позволяет формально обосновать практически любые действия на сетях связи, включая снижение скорости. При этом неизвестно, были ли соблюдены Роскомнадзором все необходимые процедуры реагирования на "угрозу", поэтому законность действий ведомства вызывает сомнения.
10 марта в Роскомнадзоре заявили, что замедление трафика социальной сети Twitter касается фото- и видеоконтента и не относится к текстовой информации. "Механизм предполагает замедление передачи фото- и видеоконтента, без ограничения передачи текстовых сообщений. Таким образом, пользователи смогут беспрепятственно обмениваться сообщениями", - сообщил заместитель главы Роскомнадзора Вадим Субботин.
Он добавил, что при выборе механизма воздействия на компанию Роскомнадзор исходил из цели минимизации неудобств для пользователей социальной сети. Но события 10 марта показали, что действия ведомства доставили немало неудобств многим интернет-пользователям.
"Я не знаю, реально была зависимость падений ресурсов в сети от действий Роскомнадзора, или нет, но работа с информацией у федеральных органов государственной власти уровня "неандерталец". Есть громкое заявление Роскомнадзора, есть лежащие сайты в том числе самого Роскомнадзора, есть незаполненный информационный вакуум, который тут же заполнился гипотезами. Конец дня - весь мир ржет на Роскомнадзором. И уже не важно, что он теперь скажет, момент упущен. Это так работает", - подвел Кулин итоги первого дня деятельности Роскомнадзора по замедлению работы Twitter.