Moscow-Live.ru
Дочерняя компания "Ростелекома" "РТ лабс" займется оптимизацией архитектуры электронного правительства и сокращением его зависимости от импортного программного обеспечения, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на документацию "Ростелекома".

Как следует из документов, в рамках проекта, стоимость которого составляет 110,9 млн рублей, "РТ лабс" должна разработать план перехода электронного правительства на российское свободное ПО PostgreSQL и протестировать новые информационные системы на опытной площадке "Ростелекома". При этом в техзадании "Ростелекома" прямо говорится, что речь идет о замене системного и специального ПО Oracle.

Целью этого замещения является снижение зависимости от лицензионной политики зарубежных разработчиков и санкционных рисков при использовании ПО госорганами, а также снижение стоимости владения продуктом. Так, по словам представителя "Ростелекома", оператор с 2011 года ежегодно перезаключает с компанией Oracle контракт на поддержку его систем управления базами данных (СУБД). Переход на российское открытое ПО позволит сократить операционные затраты компании на несколько десятков миллионов рублей в год. При этом точную сумму расходов на поддержку софта Oracle представитель "Ростелекома" не назвал.

По приблизительной оценке гендиректора компании IBS Сергея Мацоцкого, "Ростелеком" тратит на поддержку Oracle не менее 20 млн долларов. По мнению главы IBS, переход "Ростелекома" на PostgreSQL является логичным шагом с точки зрения экономии, однако использовать это ПО пока можно только в некритичных второстепенных модулях информационных систем, где не требуется высокой производительности, не используются базы данных с очень сложной структурой.

Как полагает Мацоцкий, постепенно эта ситуация изменяется и примеров использования систем с открытым кодом все больше, но говорить о полном импортозамещении Oracle не приходится, поскольку сейчас полноценных российских аналогов его СУБД просто нет.

Напомним, закупки иностранного софта госорганами в случае наличия отечественных аналогов в реестре российского ПО были запрещены начиная с 1 января 2016 года. Изначально предполагалось, что в реестр могут быть включены программные продукты не только российских компаний, но и разработчиков из стран ЕАЭС. Однако пока что на включение своих программных продуктов в реестр, который уже содержит свыше тысячи продуктов, могут рассчитывать только российские компании. Обойти требование закупать только софт, включенный в реестр, можно в двух случаях: купить другое ПО госорганы могут, если в реестре нет аналогов или они неконкурентоспособны по тем или иным характеристикам.

В конце мая Минэкономразвития совместно с Минкомсвязью, Минпромторгом и Институтом развития интернета (ИРИ) предложили штрафовать чиновников за нарушение установленного и готовящихся запретов на закупку иностранного программного обеспечения (ПО) и оборудования.

Наконец, в конце июля стало известно о директиве первого вице-премьера Игоря Шувалова, предписывающей представителям государства в советах директоров госкомпаний добиваться, чтобы компании, закупая софт, отдавали предпочтение российскому программному обеспечению.