Авторы статьи, опубликованной в среду в журнале PLoS ONE, напоминают, что проблема "могут ли машины мыслить" была поднята еще в 1950 году Аланом Тьюрингом и до сих пор является предметом дискуссий. Поэтому они решили выяснить, как люди мыслят о машинах, до какой степени и при каких условиях они склонны приписывать им человеческие желания и мотивы, сообщает РИА "Новости".
"В своем исследовании мы обратились к связанной с этим вопросом проблеме - возникает ли у людей неосознанная убежденность, что машины могут мыслить?", - говорится в статье.
Группа ученых под руководством Сорена Краха из университета Аахена с помощью магнитно-резонансной томографии пыталась выяснить, что происходит в коре головного мозга человека, взаимодействующего с другими людьми и с роботами разной степени антропоморфности.
Участники эксперимента, 20 молодых людей в возрасте около 25 лет, играли в игру "Дилемма заключенного". В ней двое "подозреваемых" должны выбрать, давать ли показания друг против друга. Если оба хранят молчание, то получают срок по полгода, если оба "раскалываются" - по два года, но если один дает показания, а второй молчит, то "молчун" получает десять лет, а "предатель" выходит на свободу.
В качестве партнеров для игры выступали последовательно - ноутбук, неантропоморфный робот (пара механических рук, нажимавших на кнопки компьютера), антропоморфный робот и человек. Во время игры мозг испытуемых сканировали с помощью томографа.
Томограмма показала, что по мере приближения партнера к человеческому облику линейно усиливалась активность нейронов в двух областях коры головного мозга, в частности, в префронтальной коре. Чем больше партнер по игре приближался к человеческому облику, тем большую активность показывали эти области коры, связанные с "одушевлением", приписыванием качеств мыслящего существа, отмечается в статье.
Сами испытуемые заявляли, что испытывали больше удовольствие и азарт от игры с более человекоподобным партнером.
"Итоги исследования показывают, что склонность создавать модель чужого сознания линейно растет по мере приобретения человекоподобия. Более того, наши данные предоставляют первые свидетельства того, что при прямом взаимодействии с роботами задействованы такие высшие функции человеческого сознания, как моделирование сознания другого", - говорится в статье.
По мнению авторов работы, она внесет вклад в многолетние философские и психологические дискуссии, связанные с взаимодействием человека и машин, и, в частности, в ответ на вопрос о том, что делает людей людьми для воспринимающего их человека.