Изучение активности мозга зрителей во время просмотра фильма показало, что некоторые фильмы вызывают одинаковые реакции в мозге разных людей, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Projections: The Journal for Movies and Mind.
По мнению авторов статьи, их работа поможет создать систему количественной нейрофизиологической оценки кинокартин, что может быть полезным как киноиндустрии, так и для дальнейшего изучения мозга человека, передает РИА "Новости".
Ученые использовали функциональную магнитно-резонансную томографию для контроля активности мозга зрителей во время просмотра фильма и один из типов корреляционного анализа для выяснения степени сходства процессов в мозге.
"Некоторые фильмы могут вести многих зрителей через череду схожих эмоциональных состояний. Это удержание сознания приводит и к сходству в активности мозга - и высокой степени корреляции - у большинства зрителей. Напротив, другие фильмы - намеренно или ненамеренно - менее сильно контролируют реакции зрителей. В этом случае, как мы ожидаем, сходство в мозговых процессах будет меньшим", - говорится в статье.
В эксперименте исследователи показывали группе добровольцев три фрагмента: получасовой отрывок из ленты Серджио Леоне "Хороший, плохой, злой", эпизод из телешоу Альфреда Хичкока "Бах! ты убит" и одну из серий комедийного сериала Ларри Дэвида "Умерь свой энтузиазм".
Результаты томографии показали, что сходство реакций наблюдалось в неокортексе - отделе мозга, ответственном за восприятие, однако степень этого сходства различалась в зависимости от фильма.
Эпизод телешоу Хичкока вызвал сходные реакции у всех зрителей: более 65% неокортекса реагировали одинаково, что указывает на большую степень контроля сознания. Несколько меньшая корреляция (45%) наблюдалась при показе фрагмента картины "Хороший, плохой, злой".
Самая низкая степень сходства в мозговой активности была при просмотре эпизода комедийного сериала - 18%.
"Наши данные показывают, что достижение плотного контроля мозга зрителей во время фильма требует, в большинстве случаев, намеренного выстраивания специфической конструкции сюжета с помощью эстетических средств", - пишут авторы статьи.
"Тот факт, что Хичкок способен оркестровать реакции мозга, "включая" и "выключая" в один и тот же момент у всех зрителей, может дать нейрофизиологической доказательство его знаменитой способности манипулировать сознанием людей", - говорится в статье.