Первый символический звонок по сотовому телефону, подключенному к сети, осуществил 9 сентября 1991 года тогдашний мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак. Телефонная трубка, по которой он звонил, называлась Mobira MD59-NB2; выпущена она была финской компанией Nokia и весила около 3 кг.
Компания "Дельта Телеком" работала в Северо-западном регионе России, тогдашняя сеть компании работала в аналоговом сотовом стандарте NMT-450.
В 1991 году подключение к сети "Дельта Телеком" обходилось абоненту примерно в 5 тыс. долларов. В эту сумму входил залог за услуги, авансовый платеж и стоимость единственного предлагавшегося абонентам телефонного аппарата Mobira MD59-NB2 — 1995 долларов. Стоимость минуты разговора (как за входящие звонки, так и за исходящие) составляла около 1 доллара.
Сегодня "Дельта Телеком" предоставляет свои сетевые ресурсы на северо-западе России компании "Скай Линк".
Сотовая связь в России могла появиться еще раньше, вспоминает последний министр связи СССР Геннадий Кудрявцев.
"Мы вынесли этот вопрос на рассмотрение силовиков еще в 1986 году, но КГБ и Минобороны сочли, что сотовая связь может быть опасна с точки зрения государственной безопасности Советского Союза", - сказал он.
Вернулись к этому вопросу только через несколько лет, когда в США и Западной Европе сотовая связь уже переживала бурный рост.
Спустя год это чудо техники смогли опробовать и москвичи. Первую мобильную сеть в столице построили инженеры Ericsson и компании "Московская сотовая связь" (МСС) на первых порах использовавшей бренд Moscow Cellular. В 1992 году в Москве работала всего лишь одна базовая станция, которая покрывала центральные районы города, напоминает РБК.
Потребности москвичей быстро росли, и уже к концу 1992 года число станций увеличилось до 5, а спустя год - до 19, в результате услугами сотовой связи уже пользовались 5 тыс. горожан.
Однако настоящим прорывом мобильной связи в России стало появление в Москве сети "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн"). Первый звонок в сети "Билайн", логотипом которой была пчела, прозвучал 12 июля 1992 года: зазвонил сотовый телефон Motorola-Classic, который в США тогда назывался "кирпич" и который невозможно было запихнуть в карман пиджака. Гаджет был настолько надежным, что им можно было забивать гвозди, вспоминают участники исторического события.
Строить мобильный бизнес на тот момент было рискованным делом. Иностранные поставщики телекомоборудования сомневались в возможностях советских НИИ организовать серьезный рынок сотовой связи. Ericsson сделал ставку на Россию и Ингве Редлинга (первый президент компании в РФ) и поставил "ВымпелКому" все оборудование в кредит. В качестве обеспечения шведский производитель принял принадлежавшие основателю оператора Дмитрию Зимину акции "ВымпелКома".
"Мобильные ТелеСистемы" (МТС) выросли из консорциума "Мобильная Москва", а он в свою очередь - из множества компаний. Известное сегодня название "МТС" появилось 28 октября 1993 года, когда было образовано ЗАО "Мобильные ТелеСистемы".
Опытная демонстрация мобильной связи МТС состоялась 15 мая 1994 года, когда заработала первая базовая станция на улице Яблочкова в Москве. 7 июля этого же года компания начала подключать первых абонентов, а уже декабре 1994-го число клиентов оператора превышало тысячу человек.
"Северо-Западный GSM", будущий "МегаФон", заявил о себе в 1994 году 25 августа этого года был совершен первый звонок в сети "Северо-Западный GSM". В коммерческую эксплуатацию сеть была запущена в январе 1995 года. За первые 12 месяцев работы оператор подключил 8 тыс. абонентов.
Все оборудование для строительства сети ввозилось в экстремально сжатые сроки из Финляндии. С 1997 года "Северо-Западный GSM" пошел в регионы. К концу 2000-го абонентская база компании насчитывала уже более 250 тыс. человек. В 2002 году компания была переименована в "МегаФон".
В конце 1990-х в России уже продано 20 миллионов сим-карт, а рынок начинает объединяться вокруг сильных брендов. Развитие более современного стандарта привело к тому, что операторы отдали реализацию сотовых телефонов сторонним компания и тем самым заложили основу рынка мобильной розницы.
Основатель и почетный президент компании "Вымпелком" (бренд "Билайн") Дмитрий Зимин далек от идеализации отношений государства и операторов. Например, как рассказал он РИА "Новости", во времена становления индустрии чиновники не совмещали работу в госорганах и участие в бизнесе, что в будущем стало приводить к конфликтам интересов между работой в госорганах и участием в бизнесе.
С другой стороны, основатель "Вымпелкома" отмечает, что регулятивные нормы претерпели значительное развитие, равно как и люди, обеспечивающие их выполнение.
"Помню, как к нам приходили с налоговыми проверками и запрашивали, на каком складе мы храним полученную номерную емкость, каков срок ее амортизации. Конечно, ведь номерная емкость была капиталовложением, и как каждое капиталовложение должно было амортизироваться", - вспоминает Зимин.
Еще одной "странностью" тех лет была практика, обязывающая владельца получать разрешение на каждый телефон, который рассматривался законом как радиостанция. Однако в конечном итоге отрасль благополучно пережила эти "детские проблемы", а сотовый телефон стал неотъемлемой частью жизни большинства людей.
Преобразования привели к тому, что сотовая связь в стране наконец вошла в русло общемировых тенденций, и российский рынок стал одним из европейских лидеров. Бурное развитие сотовой связи связано прежде всего с тем, что фиксированная связь не могла удовлетворить потребности населения. Она всегда была дефицитным ресурсом, и решить этот вопрос можно было только за счет альтернативной услуги.
Современный рынок разделен между несколькими универсальными операторами, которые помимо сотовой связи предоставляют фиксированную связь и доступ в интернет. Пик сотовой связи уже достигнут, будущее - за универсальными операторами, считает глава Минкомсвязи Игорь Щеголев.