Напомним, квантовые компьютеры оперируют особым типом битов – кубитами. В отличие от классических битов, эти логические элементы могут находиться одновременно в состоянии "ноль" и "единица", выдавая при измерении одно из этих значений с известной вероятностью. Эта особенность позволяет разрабатывать принципиально новые алгоритмы вычислений, которые в некоторых случаях оказываются гораздо продуктивнее классических. Основная проблема создания квантовых компьютеров с большим числом кубитов связана с возникновением ошибок при вычислениях, считывании и записи информации. Вероятность возникновения таких ошибок возрастает вместе с ростом количества кубитов в квантовом компьютере.
Недавно в компании Google сообщили о создании 54-кубитного квантового процессора Sycamore, который тратит всего 200 секунд на вычисления, связанные с перебором случайных последовательностей чисел. При этом, по расчетам исследователей, самый мощный из существующих суперкомпьютеров сможет произвести те же вычисления лишь за 10 тыс. лет, но на практике это пока не проверялось. Тем не менее в Google полагают, что их компьютер достиг квантового превосходства, под которым понимается способность квантовых компьютеров решать задачи, которые не могут решить обычные вычислительные машины.
По словам Руслана Юнусова, который станет главой проектного офиса квантового компьютера в "Росатоме", к 2024 году госкорпорация планирует создать четыре типа квантовых компьютеров размером от 50 до 100 кубитов. Такие компьютеры обеспечат квантовое превосходство, и их можно будет использовать для решения первых пилотных задач для индустрии, считает Юнусов. Он добавил, что квантовые процессоры будут производиться в России с нуля, но какие-то комплектующие могут покупаться за рубежом. Также для будущих компьютеров разработают облачную платформу с удаленным доступом.
"Если не вдаваться в конкретные характеристики, планы построить отечественный квантовый компьютер к 2024 г. выглядят реалистично. Для демонстрации квантового превосходства над классическими процессорами интерес представляют компьютеры не менее чем на 50 кубитах и с низкой вероятностью ошибки. Налаженный механизм коммерциализации и огромная клиентская база позволяют рассчитывать на некоторую окупаемость", – считает директор технологической практики в риск-консалтинге KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев.
В свою очередь, представитель компании МЦСТ Константин Трушкин отметил, что у квантовых компьютеров очень узкая сфера применения, и большинство задач решается с помощью классических суперкомпьютеров, но в этой сфере Россия отстает от лидеров. В этих условиях выделение крупных средств на квантовый компьютер выглядит непоследовательно. По мнению Трушкина, разработчикам придется создать систему минимум из 50 кубитов и специальный софт – сделать это будет крайне сложно.