Ученые опросили 843 человека и выяснили, что 132 из них демонстрируют "проблемное поведение", связанное с Сетью. Например, такие пользователи признавались, что их мысли постоянно крутятся вокруг интернета, и они проявляют крайнее беспокойство, когда не имеют доступа к нему.
Хотя для дальнейшего анализа связи генетических мутаций и интернет-наркомании необходимо проводить исследования с намного большим количеством людей, полученные данные "недвусмысленно говорят о генетических корнях сетевого привыкания".
У всех опрошенных были взяты образцы ДНК. Проанализировав образцы, ученые обнаружили, что в геномах "подсевших" на интернет очень часто присутствует мутация гена CHRNA4. Такая же генетическая особенность характерна и для людей с никотиновой зависимостью.
Связь никотиновой и сетевой зависимости исследователи объясняют просто. Приват-доцент Боннского университета психолог Кристиан Монтаг, ведущий автор статьи, заявляет, что никотин воздействует на так называемый ацетилхолиновый рецептор, который образуется при участии этого гена, и в случае с геном-мутантом этот рецептор в ответ активирует центр вознаграждения мозга.
Интернет, считает Монтаг, действует на ацетилхолиновый рецептор точно так же. Механизм этого воздействия пока неясен, и его еще предстоит изучить, прежде чем искать адекватные методы лечения.
Интернет-зависимые индивиды, по мнению психиатров, часто сталкиваются проблемами, затрудняющими социальные контакты. Самые распространенные из них: социофобия, дефекты внешности, лишний вес, дефекты речи, сексуальные проблемы, трудности в общении, а также недостаток самоуважения, со всеми ними связанный. Человеку может не хватать внимания или одобрения со стороны близких, самостоятельности, веры в себя. Потребность в компенсации этих недостатков толкает индивида в виртуальную реальность, которая предоставляет убежище от реальности настоящей. Личность перестает жить в реальном мире и начинает грезить наяву.
Это не лечится, но можно попробовать
Как говорят генетики, наиболее распространенные мутации представляют собой ошибки в последовательности нуклеотидов, которые приводят к ошибке в работе одного гена. Упрощенно говоря, это можно представить как опечатки в словах, когда вместо нужной буквы встает другая и меняется смысл слова. Современная генетика не может исправлять такие мутации, поскольку в организме присутствуют миллионы копий генов, каждая клетка организма содержит по две копии каждого гена.
Для исправления точечных мутаций потребовалась бы необходима миллионная армия нанороботов, которые постоянно сравнивали бы каждую последовательность ДНК с эталонной, вырезали ошибочные куски и вставляли новые. В самой клетке есть похожий механизм - репарация - но даже она не всегда справляется.
На современном этапе развития науки возможно лишь "выключать" некоторые ошибочно работающие гены. Достигается это введением нуклеазы - молекулы, способной разрезать либо встраиваться в определенные участки ДНК. Продолжая аналогию со словами, нуклеаза ищет нужную последовательность "букв" и встраивается после нее, таким образом нарушая структуру дефективного гена. Разновидность нуклеазы - рестриктаза - может разрезать в заданном участке ген, также прекращая его активность.
Следующий вид генных мутаций - хромосомные. Методов их лечения нет, поскольку это сложные мутации: выпадение большого участка ДНК, поворот участка на 180 градусов и т.п.
Самые же масштабные мутации - геномные. Это изменение количества хромосом. Самый распространенный пример такого изменения - синдром Дауна.