Одним из главных мотивов для разработки данных поправок стал перманентный доступ к государственным базам данных различных групп населения. Пиратские диски с информацией о налогоплательщиках, автолюбителях и членах прочих социальных групп можно обнаружить на торговых лотках по всей Москве.
Некоторые псевдоправовые интернет-ресурсы и вовсе строят свою информационную политику, основываясь на взломанной базе данных сайтов высших судов страны.
Существенной проблемой остаются хакеры. В 2008 году сотрудники Федеральной службы безопасности отразили около 1,2 миллиона хакерских атак на сетевые ресурсы госорганов. Годом ранее таких атак было на 200 тысяч больше.
Защитить госорганы от постоянной угрозы из сети Минюст предлагает ужесточением наказания для хакеров. Взлом официального сайта госоргана или системы электронного правительства предлагается подвести под новую статью в УК за номером 272-1 "Неправомерный доступ к государственным информационным системам и ресурсам ".
Граждане, чей неправомерный доступ к госинформационным системам повлек уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, будут наказаны штрафом от 200 до 500 тысяч рублей либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, или же лишением свободы на срок до 3 лет. Причем, если данное преступление осуществлено группой лиц по предварительному сговору, их ждет лишение свободы "на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового".
Таким образом, если какой-нибудь интернет-ресурс захочет, допустим, выложить украденную с сайта Высшего Арбитражного суда базу анонсов судебных заседаний, его руководству это может грозить не только финансовыми и должностными потерями, но и ограничением свободы.
В действующем УК, напоминает агентство, под защиту статьи 272 (о неправомерном доступе к компьютерной информации) подпадает лишь "охраняемая законом информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети".
Видимо, авторам этого закона еще не было известно о существовании такого явления как хакеры. В сферу интересов современных взломщиков практически не входят физические носители и записанная на них информация. А закона, запрещающего хакерам размещать на официальных ресурсах нужные им статьи, создавать дублирующие сайты и другим подобным образом компрометировать работу госорганов, до сих пор нет. Как, впрочем, нет и внятного определения основных понятий, без которых нельзя создать законодательную базу работы в Интернете.
В нынешнем законопроекте, правда, Минюст дал свои определения некоторым терминам: "домен", "сайт", "оператор услуг сети "Интернет", "сетевой адрес" и даже "российский сегмент сети "Интернет". Однако дефиниция Рунета "как части сети Интернет, функционирующей на территории России" не помогает решить основную проблему – определения границ нашей страны во "Всемирной паутине".
Пока не будет четких критериев, что следует называть российским сайтом, законы не будут работать, поскольку размытость формулировок позволит уйти от ответственности профессиональным взломщикам.