По итогам обсуждения эксперты предложили разделить приоритетное ПО на три группы по "степени значимости для развития России" и "прогнозируемой возможной монетизации". Первая группа включает операционные системы, средства подготовки исполнимого кода (компиляторы, интерпретаторы, отладчики), утилиты и драйверы, критичные для функционирования цифровой экономики и библиотеки подпрограмм (SDK) для других приоритетных отечественных проектов. Во вторую группу вошли системы управления базами данных (СУБД), средства обеспечения информационной безопасности, системы сбора, хранения и обработки информации и др. К третьей группе были отнесены встроенное ПО телекоммуникационного оборудования, офисные приложения, поисковые системы, а также специализированные информационные системы, включая софт для геофизических исследований.
По замыслу участников рабочей группы разработчики софта, отнесенного к первой группе, будут иметь больший приоритет господдержки. "Это могло бы выглядеть так: для первой категории будет софинансирование 30/70, в котором 30% денег предоставляет сам разработчик, остальное покрывает государство. Для второй категории – 50/50, а третьей, условно, – 60/40", – сказала Касперская, уточнив, что конкретные параметры и суммы будут обсуждаться позже. Сначала документ должны одобрить Минкомсвязи и Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ), который отвечает за распределение государственных грантов. Ожидается, что окончательная редакция критериев будет опубликована до конца этого года.
"Мы сейчас пытаемся сформулировать критерии для сферического коня в вакууме. Мы не понимаем, какие проекты к нам придут, и попадут ли они в эти критерии. Поэтому мы решили принять последние корректировки как есть, а через полгода проанализировать результаты", – отметила Касперская.
По мнению гендиректора компании "Базальт СПО" Алексея Смирнова, предложенное экспертами разделение ПО на группы имеет смысл, поскольку на специализированный софт есть устойчивый спрос. Например, офисные программы также регулярно закупают различные ведомства. При этом Смирнов считает более эффективным субсидирование заказчиков на приобретение приоритетного ПО. При этой схеме разработчик получит свои деньги, но не за концепцию, а за конечный продукт.
В свою очередь гендиректор разработчика пакета программ "МойОфис" "Новые облачные технологии" (НОТ) Дмитрий Комиссаров, назвал идею разделения ПО на группы странной. Он отметил, что в третью группу вошли программы из разных конкурентных сред. Так, около 90% рынка офисного ПО в России занимает Microsoft, тогда как в нише мессенджеров такой монополии нет. "Неоднозначна такая приоритизация отечественного офисного ПО и в контексте информационной безопасности. По данным "Лаборатории Касперского", более 70% атак в 2018 году происходило через Microsoft Office", – сказал Комиссаров.
По его мнению, разработчикам офисного софта требуется не меньшей поддержки, чем разработчиками операционных систем, которые вошли в первую группу. "В нашу платформу входят не только редакторы текста и электронных таблиц, но и электронная почта, календарь, мессенджер, решения для интеграции со сторонними прикладными программами. Это очень большая разработка, сравнимая с написанием операционной системы с нуля", – заявил Комиссаров, напомнив, что НОТ не получает грантов от государства, хотя ведомства регулярно закупают продукты компании.