59-летний Стеларк (Стелиос Аркадиу) в буквальном смысле слова отдал себя в руки робота. В течение 30 минут он был в полной власти манипулятора, который крутил его по разнообразным траекториям. По задумке художника, главная цель перформанса - показать взаимодействие между человеком и машиной, ведь с развитием технологий люди и роботы должны стать более близки, передает телерадиокомпания BBC.
Стеларк признал, что при таком тесном его взаимодействии с гигантской рукой-манипулятором все-таки был небольшой риск, и он мог пострадать. Хотя запрограммированный робот и не мог случайно разжать захват и опустить почетного профессора головой в бетонный пол.
"Мое тело двигалось в различных траекториях. Когда вверх головой, когда постоянно вращаясь по кругу", - рассказал художник после получаса вращений в воздухе.
Как сообщает The Daily Mail, огромный оранжевый манипулятор стоимостью около 80 тысяч долларов первоначально был разработан совсем для других нужд - он резал пеноматериалы. Но программисты специально для этого представления переписали программу.
Перформанс был проведен в рамках открытия в Университете Западной Австралии выставки DeMonstrable.
Художник, философ, экспериментатор, инженер, изобретатель...
Пора спросить себя, является ли двуногое дышащее тело с бинокулярным зрением и объемом мозга 1400 кубических сантиметров адекватной биологической формой. Оно не способно справиться с объемами, сложностью и качеством информации, которую оно накапливает... Сегодня главное давление на планете - не гравитация, а информационный напор. Гравитация дала эволюционирующему телу форму и остов и удержала его на Земле. Информация побуждает тело выйти за пределы себя самого и биосферы в целом. Информация кроит форму и функции постэволюционного тела.
Стеларк (Стелиос Аркадиу)
Родившийся в 1946 году в Лимассоле на Кипре Стелиос Аркадиу сегодня является признанным лидером философского направления техно-арт.
Главная идея, которую пропагандирует своим творчеством Стеларк - тело человека устарело, не может соответствовать динамично развивающемуся миру, поэтому его надо модифицировать.
В 70-х годах прошлого века он сконструировал работающий прототип виртуального шлема и попытался создать свою собственную виртуальную реальность: из маски, оптических линз, сложной системы зеркал и сенсора, полностью меняющих представления об известном и привычном для человека видимом пространстве.
В 1973 году Стеларк в качестве эксперимента зашил себе рот и глаза. Целую неделю он сидел в изолированной темной комнате своей арт-галереи, не ел, не пил, почти не спал, а посетители выставки могли наблюдать за ним через стекло. Под конец эксперимента художник уже наблюдал яркие галлюцинации.
В 1975 году под наблюдением врачей он снял два фильма, в которых исследовал свое собственное тело с помощью микрокамеры, которая прошла по его внутренним органам, наглядно показав работу человеческого тела изнутри.
В 1980-х годах Стеларк изготовил себе третью руку, прикрепив ее поверх правого плеча, и управлял ею за счет мышц живота и ноги. Он рисовал, обедал, пытался управлять машиной тремя руками сразу. Стеларк хотел доказать, что между протезом и его настоящими руками нет почти никакой разницы и в конечном счете все человеческое тело - один большой протез, управляемый разумом, который может находиться и вне тела.
В 2007 году Стеларк решил вырастить у себя на левом предплечье третье ухо, чтобы вживить в него микрофон и через интернет передавать всему миру то, что слышит он сам.. Над экспериментом работает целая команда биотехнологов и хирургов. Настоящую ушную раковину из биополимерного каркаса они вшили в руку художника, и в течение шести месяцев она обрастала там тканью и кровеносными сосудами. С мозгом третье ухо должно связываться через Bluetooth. Но это следующий этап работы.
Неоднократно Стеларк подвешивал себя к различным высотным конструкциям и воздушным шарам на оживленных площадях, перекрестках улиц и на выставках. В качестве креплений он использовал не только различные застежки, но и металлические крюки, которые вшивались прямо в его кожу.
Сегодня, уже в почтенном возрасте, Стеларк избрал своей площадкой для перформансов глобальную сеть, будучи уверенным, что будущее человечества в симбиозе человеческого разума, робота и интернета.