"Окрестили так все эти дела - "о лайках и репостах". Вот тут надо разделять: за репосты есть (уголовные дела. – Прим. NEWSru.com), потому что репосты - это размещение информации, а за лайки нет ни одного уголовного дела", – приводит слова Куренного ТАСС.
Он также заявил, что большинство уголовных дел об экстремизме возбуждается по фактам размещения информации в интернете. Так, в 2017 году по таким фактам возбуждено 75% уголовных дел по ст. 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"). В первой половине этого года таких дел было возбуждено 571 из 762 (те же 75%).
Отметим, что слова Куренного о лайках формально соответствуют истине, но не учитывают технические особенности работы российских соцсетей "ВКонтакте" и "Одноклассники". Например, раньше картинка во "ВКонтакте" после лайка автоматически попадала в один из альбомов на личной странице, что фактически означало ее репост, пишет TJ. Самой известной жертвой этой особенности соцсети в 2012 году, стал активист партии "Российский общенародный союз" Витольд Филиппова, которого оштрафовали за лайк, поставленный под кадром из фильма "Американская история Х". На суде Филиппов пытался вызвать в суд программиста для дачи объяснений, но ему отказали в ходатайстве.
Лайк ("Класс") в "Одноклассниках" работает таким же образом – если лайкнуть публикацию, она будет отображаться в профиле пользователя. Так, в июле за такой перепост дело завели на врача из Хабаровского края, который поставил "Класс" картинке про конфликт на Донбассе.
Слова Куренного прокомментировал директор информационно-аналитического центра "Сова" (отслеживает неправомерное применение антиэкстремистского законодательства) Александр Верховский, который сообщил "Медузе", что, по его мнению, называть преследования за "экстремизм" в интернете "делами о лайках и репостах" действительно не вполне корректно хотя бы потому, что дел, связанных с лайками, очень мало.
Напомним, 28 июня 2011 года пленум ВС принял постановление "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности". 20 сентября 2018 года судебная инстанция дала пояснения по этому поводу. Отмечалось, что при рассмотрении дел о публикациях в соцсетях материалов экстремистской направленности судьи должны убедиться в наличии умысла автора совершить действия, направленные на нарушение основ конституционного строя, на возбуждение ненависти или вражды либо унижение достоинства человека.
ВС также рекомендовал учитывать форму и содержание размещенной информации, ее контекст, содержание комментариев обвиняемого лица к ней, факт личного создания либо заимствования соответствующих аудио-, видеофайлов, текста или изображения. Кроме того, суды должны принимать во внимание содержание всей страницы обвиняемого, сведения о совершении им действий, направленных на увеличение количества просмотров и пользовательской аудитории, объем информации, частоту и продолжительность ее размещения, интенсивность обновлений, указали в ВС.
Верховный суд считает, что суды также должны обращать внимание на личность человека, учитывать его взгляды, участие или неучастие в экстремистских объединениях, привлечение к ответственности за правонарушения и преступления экстремистской направленности.