Еще пару лет назад участие в нефтегазовых и электроэнергетических делах тогдашнего президента Дмитрий Медведева было незаметным, напоминает издание. Например, гарант ратовал за внедрение инноваций, предлагая заменить лампочки на энергосберегающие.
В то же самое время премьер Владимир Путин принимал участие в запусках крупных объектов, и раздавал льготы: уже будучи избранным президентом, он объявил о льготном налогообложении шельфовых проектов и для трудноизвлекаемой нефти. Прежний премьер и нынешний президент мог, бывало, и остановить рост тарифов, а также разоблачить заговор на топливном рынке.
Путину, судя по всему, принадлежит и особое право на благословения крупных сделках в российском ТЭКе. Он принял непосредственное участие в оформлении отношений "Роснефти" и BP, а также НОВАТЭКа и Total.
Между тем, для активного участия во всех начинаниях у экс-президента Медведева имеется огромный опыт. 8 лет своей жизни он отдал Газпрому, из которых большую часть времени занимал должность главы совета директоров газового концерна.
За год до окончания своего президентства Медведев решил активно применить полученный опыт на практике, предложив вывести из советов директоров государственных компаний вице-премьеров и федеральных министров.
Основной удар пришелся по министру энергетики РФ Сергею Шматко, который заседал в советах чуть ли не всех энергетических компаний и в нескольких нефтегазовых, и Игорю Сечину, соратнику Путина, в чьей вотчине находились крупнейшая российская нефтяная компания - "Роснефть" и ее собственник - на 100% государственный "Роснефтегаз".
Функции Сечина в правительстве достались молодому и амбициозному Аркадию Дворковичу - ставленнику Медведева. Ему и было поручено курировать вопросы топливно-энергетического комплекса. Однако Сечин, даже заполучив в управление "Роснефть", не спешил сдаваться правительственной команде. Вскоре при президенте был учреждена комиссия по ТЭКу - так называемый "нефтяной клуб", которую он и возглавил на правах ответственного секретаря. Тут-то и сформировались камни преткновения для двух руководителей ТЭКа. И у каждого из них уже сейчас есть первые победы и поражения.
Одним из основных можно назвать дивиденды государственного "Роснефтегаза". В копилке этого акционерного общества сформировалась "кубышка" на 130 млрд рублей от дивидендов госкомпаний. По мнению правительства, эти средства надо направить на проекты развития. По мнению Сечина, их лучше отдать на участие в проектах по приватизации электроэнергетики. Пока победа в этом вопросе на стороне Дворковича - 50,2 млрд дивидендов скоро могут оказаться у компании "РусГидро", которая может их отправить в развитие Дальнего Востока.
Следующим спорным вопросом стало укрупнение государственных компаний. В то время как правительство стремится распродать государственные активы в рамках приватизации, чтобы сделать их работу более эффективной, "Роснефть" объявила о приобретении крупнейшей частной нефтегазовой компании - ТНК-BP. Возможно, в будущем правительство все-таки приватизирует долю в "Роснефти" - однако пока можно говорить только об укрупнении госучастия в российской ТЭКе.
Таким образом, считают эксперты, можно подвести первые итоги борьбы. Как говорит аналитик "Инвесткафе" Григорий Бирг, российский ТЭК, по сути, состоит из двух сегментов: нефтегазового и электроэнергетического. При этом оба они равнозначны как по уровню доходов, так и по масштабам. И судя по всему, сфера электроэнергетики досталась Дворковичу и министру энергетики Александру Новаку, а нефтегаз остался за Сечиным.
Газпром в этой иерархии будет иметь особенное положение, так как его интересы сосредоточены в обоих сегментах, считает эксперт. Кстати, концерн в октябре уже успел запустить вторую нитку газопровода "Северный поток", объявив ее своеобразным подарком к 60-летию президента страны.