Прежде всего накануне сезона годовых собраний акционеров Дмитрий Медведев потребовал "устранения избыточного влияния госкомпаний на инвестклимат". Таким образом, должны покинуть советы директоров вице-премьеры Игорь Сечин ("Роснефть", "Интер РАО"), Алексей Кудрин (ВТБ), Виктор Зубков ("Росагролизинг", возможно, "Газпром"), Сергей Иванов ("Роснано"), министры Игорь Левитин ("Аэрофлот"), Сергей Шматко ("РусГидро", ФСК, "Транснефть", "Газпром").
Практика работы Белого дома всегда предполагала представительство в советах директоров, придерживаясь лишь принципа - крупные чиновники не должны входить из-за конфликта интересов в советы нескольких конкурирующих госкомпаний.
Буквальная реализация принципа замены вице-премьеров и министров на независимых директоров в "основных" госкомпаниях, "работающих на конкурентных рынках" (неизвестно, относятся ли к ним "Газпром", "РусГидро" и "Транснефть"), может привести к потере государством большинства в советах - независимый директор по определению не должен голосовать согласно директивам Белого дома, даже если он избран голосами госпакета, поясняет издание.
Госкомпании, как и прочие публичные компании должны обеспечить более эффективный доступ к корпоративной информации (министр экономики Эльвира Набиуллина специально уточнила позже: с деятельностью активиста-миноритария Алексея Навального это не связано), а "любой факт нарушения прав миноритариев в последующем может быть рассмотрен как пример неэффективной работы менеджеров".
Президент потребовал "зафиксировать наконец и объявить график приватизации крупных пакетов акций на ближайшие три года". Тактикой Белого дома последних месяцев, напротив, было затягивание вопроса о "большой приватизации" в 2011-2015 годах. Сами госкомпании, в том числе "Транснефть" и "Роснефть", вообще публично сомневались в необходимости сокращать в них госприсутствие.
Коррупционерам и в госкомпаниях, и на госслужбе Дмитрий Медведев уготовил будущий закон, определяющий "особый механизм рассмотрения жалоб на действие или бездействие госорганов, которые содержат обвинения в коррупции". Механизм нового "слова и дела" должен предусматривать не только проверку информации, "но и обязательную публикацию" итогов ее проверки информации.
Дмитрий Медведев не стал пояснять, почему все его революционные предложения сформулированы им на четвертый год пребывания на посту президента. Его помощник Аркадий Дворкович отказался считать изложенное "предвыборной программой" президента.
Открытым остается и вопрос, сможет ли правительство Владимира Путина, для которого изложенные предложения явно выглядят как ультралиберализм, исполнить все порученное до того, как оно сложит полномочия перед новым президентом в начале 2012 года.