Вице-премьер Аркадий Дворкович дал добро на предложение Минэкономики и Сбербанка увеличить госквоту компаниям под проектную деятельность с 300 млн до 600 млн тонн СО2-эквивалента за месяц до конца первого периода соглашения
Russian Look
Лоббисты участия России во втором периоде Киотского протокола (Киото-2) утратили последнюю надежду на положительное решение данного вопроса. В прошедший вторник шансы, казалось бы, возросли: вице-премьер Аркадий Дворкович дал добро на предложение Минэкономики и "Сбербанка" увеличить госквоту компаниям под проектную деятельность с 300 млн до 600 млн тонн СО2-эквивалента за месяц до конца первого периода соглашения.

Вчера же, как выяснил "Коммерсант", стало известно, что в протокол заседания правительства, на котором обсуждался вопрос, это решение не попало. Вместе с этим исчезли последние шансы на присоединение РФ к Киото-2, закрылся проектный рынок для российских компаний (на сегодняшний день он составляет 150 проектов на разных стадиях реализации с общим объемом сокращений выбросов порядка 380 млн тонн CO2-эквивалента).

Помимо прочего, и сама перспектива продления соглашения на второй период стала еще более призрачной. Несмотря на озвученные накануне в Дохе намерения исполнительного секретаря рамочной конвенции по изменению климата ООН Кристианы Фигерес "принять все необходимые решения для спасения Киотского протокола", из крупных эмитентов парниковых газов в составе его участников остались лишь страны ЕС и, теоретически, Австралия.

Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), вступивший в силу в 2005 году, содержит количественные обязательства развитых стран по сокращению выбросов парниковых газов. Первый период обязательств по протоколу заканчивается 31 декабря 2012 года.

Ряд стран с бурно развивающейся промышленностью, в том числе Китай и Индия, на долю которых приходится наибольшее число выбросов, никаких обязательств на себя не брали. США Киотский протокол подписали, но не ратифицировали.

В декабре прошлого года Канада официально объявила о своем выходе из Киотского протокола. За ней последовала Япония. Обе страны пошли на это, потому что не смогли выполнить свои обязательства по сокращению выбросов.

Россия, занимающая четвертое место в мире по выбросам после Китая, США и Индии, ранее обосновала свое намерение выйти из протокола позицией других стран.

Судьба протокола начала решаться в минувший понедельник в Дохе (Катар) на открывшихся переговорах ООН по изменению климата. От делегации России ожидали окончательного ответа по вопросу продолжения участия в протоколе.

Наблюдатели отмечают, что негативное решение Москвы будет стоить России возможности привлекать инвестиции для "зеленой" модернизации промышленности и укрепиться в качестве одного из лидеров важного политического процесса в ООН. В денежном эквиваленте это решение означает отказ от примерно 10 млрд долларов "зеленых" инвестиций до 2020 года, которые могли быть использованы для экологичного развития российской промышленности.

Согласно экспертам Высшей школы экономики, участие в первом периоде Киотского протокола принесло РФ более одного миллиарда долларов "зеленых" инвестиций. А продолжение участия могло привлечь на порядок большее количество средств, сообщает сайт Civitas.ru.