Строго говоря, собрание рассматривает сделку с главой "Северстали" Алексеем Мордашовым. Если акционеры, владеющие пакетом не менее 50% плюс одна акция Arcelor, заблокируют сделку, она не состоится. Но если среди акционеров Arcelor не наберется такого количества противников сделки, она будет одобрена, указывает "Время новостей". Но шансы на это исчезающе малы. Еще никогда акционеры Arcelor не голосовали против рекомендации совета директоров компании.
- Касьянов объясняет срыв сделки исключительно политическими мотивами
Mittal впервые выставила оферту на покупку Arcelor в январе, предложив за компанию 18,6 млрд евро, напоминает "Интерфакс". Менеджмент и совет директоров Arcelor выступил против слияния с Mittal и не изменил своей позиции даже после того, как компания Лакшми Миттала в мае увеличила предложение до 25,8 млрд евро.
На роль дружественного покупателя, сделка с которым защитит компанию от поглощения со стороны Mittal, Arcelor пригласила Алексея Мордашова, основного владельца российской "Северстали". По первому варианту соглашения между Arcelor и "Северсталью", объявленного 26 мая, Мордашов должен был получить 32,2% акций Arcelor в обмен на 89,6% акций "Северстали", а также свои доли в американской Severstal North America и итальянской Lucchini. Кроме того, он обязался заплатить 1,25 млрд евро денежными средствами. Российский бизнесмен получал посты президента совета директоров и председателя комитета по стратегии Arcelor, а также право выдвигать 6 из 18 членов совета директоров. По условиям соглашения Arcelor и "Северстали", соглашение может быть заблокировано, только если против него проголосует более 50% от общего числа акционеров.
Группа инвесторов Arcelor высказала недовольство условиями соглашения и потребовала изменить процедуру голосования по вопросу о сделке с российской компанией, сочтя ее не соответствующей европейским нормам корпоративного управления.
Аналитики заговорили о том, что чаша весов склоняется в сторону Mittal, когда Arcelor отменила намеченное на 21 июня собрание акционеров, на котором планировалось одобрить выкуп и погашение сталелитейной компанией своих акций (buy back) на сумму около 6,5 млрд евро. В результате этой процедуры доля Мордашова в капитале Arcelor могла автоматически вырасти с 32%, которые он должен получить в обмен на свои активы, до 38%. Arcelor объяснила отмену собрания продолжающимися переговорами с Mittal, однако эксперты сошлись во мнении, что на этот шаг компания была вынуждена пойти под давлением акционеров, которые не соглашались с увеличением пакета Мордашова.
В этих условиях Мордашов пошел на серьезный пересмотр своего ервоначального предложения. 21 июня он объявил, что готов сократить долю в объединенной компании до 25% с ранее предлагавшихся 32%. Одновременно из соглашения исключается пункт о создании комитета по стратегии Arcelor, который должен был возглавить Мордашов, но при этом российский предприниматель отказывается от ранее принятого обязательства голосовать своими акциями Arcelor в соответствии с решениями совета директоров.
После того, как совет директоров Arcelor поддержал слияние с Mittal, эксперты высказывали предположение, что Мордашов либо еще раз повысит предложение за акции Arcelor, либо откажется от сделки. Сама "Северсталь" эти предположения никак не комментировала. Накануне собрания акционеров компания заявила: "мы продолжаем изучать все наши возможности в отношении Arcelor. Hикаких окончательных решений до сих пор не принято", оставив, таким образом, открытым вопрос, состоится ли собрание или нет.
Большинство крупных акционеров Arcelor в преддверии собрания 30 июня высказывались в поддержку слияния с Mittal.
Касьянов считает, что слияние срывается по политическим мотивам
Накануне съезда Народно-демократического союза, который 1 июля намерен стать общероссийским движением, его лидер, экс-премьер Михаил Касьянов выступил с очередной порцией критики действующей власти. Он заявил на брифинге, что европейская сталелитейная компания Arcelor отказалась от сделки с "Северсталью" по политическим мотивам.
"Посещая многие европейские столицы и встречаясь с политиками, депутатами, крупными бизнесменами, я пришел к мнению, что у них растет осознание того, что в России не все нормально, - сказал Касьянов. - И я знаю из разговоров с политиками, что акционеры Arcelor этот фактор очень сильно использовали при определении собственного решения по этой сделке".
Экс-премьер объяснил несостоявшуюся сделку изменениями политической ситуации в стране. "Сжимание политических свобод и неустойчивость нынешней системы Российской Федерации серьезным образом подрывают позиции российского бизнеса", - цитирует Касьянова Газета GZT.ru. Экс-премьер прогнозирует, что система "управляемой демократии", которую успешно строит Кремль, может помешать дальнейшему продвижению российских компаний на Запад: "Посмотрим, что будет дальше и с "Роснефтью", и с другими коммерческими операциями российских компаний на международных рынках".
Однако, по мнению экспертного сообщества, Михаил Касьянов выдвинул лишь одно - и не самое бесспорное - объяснение происходящего, так как в нем говорит скорее политик-оппозиционер, а не действующий экономист. Так, заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что "Северсталь" подвел недостаток опыта: "В российской действительности акционеры-миноритарии не имеют голоса при заключении подобных сделок, поэтому компания Мордашова сначала договорилась с менеджментом Arcelor и европейскими политиками". А Mittal лучше знакома с западной корпоративной культурой и потому начала с миноритариев, которым предложила более выгодные условия. Миноритарии надавили на менеджмент, что и обеспечило победу компании Лакшми Миттала.