Один из вариантов – это "положение об обоюдности", согласно которому в ЕС не будут допускаться такие страны, как Россия или Саудовская Аравия, где европейские компании сталкиваются с суровыми ограничениями для инвестиций.
Предложения увязаны с планами Еврокомиссии по стимулированию конкуренции на европейском рынке энергии, которые будут опубликованы 19 сентября. Еврокомиссия поддерживает идею "разукрупнения владений" – то есть, чтобы распределительные сети газа и электроэнергии принадлежали одним собственникам, а компании, которые генерируют энергию или поставляют энергоносители, – другим.
Против политики разукрупнения выступают некоторые государства-члены ЕС и депутаты Европарламента, заявляя, что выделение распределительных сетей в самостоятельные компании, возможно, сделает их беззащитными перед поглощениями со стороны иностранцев.
В другом внутреннем документе Еврокомиссии о последствиях разукрупнения, с которым ознакомились журналисты FT Deutschland - немецкой версии Financial Times, сказано, что Евросоюзу может "нанести ущерб стратегия третьих стран, направленная на господство на рынках ЕС не только в области поставок, но и путем приобретения сетей" (полный текст на сайте InoPressa).
В документе содержится открытое предостережение о возможности ситуаций, "когда инвестиции диктуются не экономическими, а иными мотивами".
Уже высказывалось предположение, что Россия или другие богатые энергоресурсами страны может захватить доминирующие позиции в области снабжения Европы энергоносителями, действуя через государственные компании типа "Газпрома" или принадлежащие государству инвестиционные фонды.
В своем рабочем документе Еврокомиссия предлагает несколько вариантов по предотвращению бесконтрольного доступа на рынки.
Самый мягкий вариант предполагает, что Еврокомиссия получит право внимательно присматриваться ко всем потенциальным покупателям.
Согласно самой жесткой постановке вопроса, энергетический сектор ЕС будет объявлен "стратегической отраслью", что не позволит большей части государств мира, не входящих в Евросоюз, инвестировать в него.
Требование об обоюдности может болезненно ударить по "Газпрому", российской государственной газовой компании, которая лелеет амбициозные планы по экспансии в Европу и уже владеет целым рядом активов и пакетов акций в ЕС.