В 2007 году подписание новой редакции Договора о разграничении полномочий между Татарстаном и РФ политологи посчитали результатом компромисса президента Татарстана Минтимера Шаймиева с федеральным Центром, за который республике придется чем-то пожертвовать.
Сразу после утверждения договора многие эксперты сходились во мнении, что вслед за выборами и инаугурацией нового президента России в республике вероятны большие перемены.
Первые симптомы этого уже проявились: унитарное предприятие "Татарстан почтасы" ("Почта Татарстана") вскоре перейдет в собственность ФГУП "Почта России".
В федеральную собственность должен перейти и гигант авиастроения ФГУП "Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) им. Горбунова"
Сейчас речь идет о возможной передаче в федеральное ведение компании, всегда служившей экономической основой благополучия Татарстана - "Татнефти", занимающей шестое место по добыче нефти среди российских нефтяных компаний.
В 2007 году "Татнефть" достигла максимального за последние 14 лет объема добычи нефти, извлекла почти 26 млн. тонн, что на 1,3% выше уровня 2006 года. Введено в эксплуатацию 349 новых скважин. Выручка от реализации продукции составила 197,5 млрд. рублей, на 13,4% выше уровня прошлого года. Капитализация "Татнефти" превысила 13 млрд. долларов.
Все успехи республики за последние 18 лет так или иначе связаны с деятельностью компании, которая по объему подтвержденных запасов нефти занимает 21-е место в мире и при существующих темпах разработки месторождений обеспечена нефтяными запасами более чем на 30 лет.
"Татнефть" считается объектом интересов "Роснефти" и федерального центра, для которого консолидация нефтяных ресурсов – вопрос принципиальной важности. Сегодня основным акционером "Татнефти" является правительство Татарстана, которое через госхолдинг "Связьинвестнефтехим" держит "золотую акцию" и 36% акций в ее акционерном капитале.
Специалисты спорят о целесообразности передачи "Татнефти" федеральному центру. Основной нефтедобытчик добывает за год 32 млн. тонн нефти, однако большинство крупных месторождений уже дорабатывают свой ресурс (добыча нефти в Татарстане интенсивно развивается с середины прошлого века).
Эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Ирек Муртазин считает, что "с экономической точки зрения нет смысла отбирать у Татарстана компанию "Татнефть": себестоимость добычи высока, а сама нефть – "тяжелая", высокосернистая – ее трудно перерабатывать. Но с политической точки зрения смысл есть. Если Москва даст команду "фас", Казань сама все отдаст".
Казанский политолог Рашит Ахметов считает, что за утверждение договора Татарстану придется заплатить: "Будет происходить постепенная «добровольная» передача компании "Татнефть" в структуру "Роснефти" – другого приличного куска собственности в республике не просматривается".
Кремль поставил под жёсткий контроль финансовые вливания в региональные бюджеты, местные налоги тоже стекаются в центр. Новый закон о недропользовании предусматривает полную национализацию природных запасов, и не оставляет регионам возможности контролировать недра, как прежде.
"Татнефть" переходит под госконтроль с помощью арбитражных судов, без всякого выкупа по рыночной цене, как было с покупкой государством "Сибнефти" у Романа Абрамовича.
Депутат Госсовета Татарстана Александр Штанин назвал скорую передачу компании "Татнефть" в федеральную собственность "вполне вероятной",