Примечательно, что Китай начал интересоваться условиями присоединения России к ВТО, сам едва став членом этой организации. В январе китайские чиновники затребовали всю документацию по истории переговоров нашей страны с ВТО и пакет российских предложений по доступу на рынок товаров и услуг. А на прошлой неделе, накануне заседания рабочей группы по присоединению России к ВТО, китайцы вручили россиянам свои условия. Глава российской делегации, замминистра экономического развития Максим Медведков охарактеризовал их как "прагматичные, но жесткие, иногда даже жестокие".
В тарифных вопросах китайцы оказались наиболее требовательными к импортным пошлинам на готовую промышленную продукцию: их запрос касается всей номенклатуры экспортируемых Китаем товаров - от ширпотреба до электронной техники. Причем в отличие от старожилов ВТО Китай настаивает на том, чтобы переходный период, в течение которого происходит снятие торговых барьеров, был максимально коротким.
Еще более требовательную позицию Китай занял по доступу на российский рынок услуг. По информации "Ведомостей", китайцы потребовали предоставить национальный режим всем китайским поставщикам услуг, оспорив тем самым все российские ограничения в этой сфере.
Однако больше всего наших чиновников возмутило требование Китая устранить любые барьеры, мешающие проникать в Россию китайской рабочей силе. Пекин настаивает на том, чтобы китайцы могли работать в России без регистрации и лицензий, а также занимать посты, "закрытые" для иностранных граждан, - например, главного бухгалтера предприятия.
"Китайские требования к нам явно завышены, и, боюсь, понадобится политическое вмешательство для того, чтобы переговоры вообще начались", - цитирует издание слова чиновника Минэкономразвития. Сам Китай присоединился к ВТО с дискриминационными ограничениями, и, видимо, попытается принудить к этому будущих членов этой организации. Правда, пока наши переговорщики надеются лишь на то, что первый запрос Китая был намеренно завышен с расчетом выторговать у россиян побольше уступок, а в дальнейшем часть невыполнимых требований отпадет. Начать полноценные двусторонние переговоры в Минэкономразвития рассчитывают в середине июня.