Казалось бы, ценные бумаги российских компаний сегодня должны расти в цене - в условиях роста цен на нефть и другие товары российского экспорта и оживившегося внутреннего потребительского рынка. Основные экономические показатели России производят хорошее впечатление: прогнозируется экономический рост на уровне 7% в год, объем резервов в иностранной валюте достиг рекордного уровня, в российскую экономику начали поступать большие объемы прямых иностранных инвестиций.
Но, тем не менее, российский рынок ценных бумаг испытал потрясение в связи с безжалостной кампанией Кремля против ЮКОСа, а также по причине растущих сомнений в правильности экономического курса администрации Путина.
Минувшая неделя принесла особенно плохие новости инвесторам, которые до этого все еще находились в эйфории после того, как 18 ноября международное рейтинговое агентство Fitch повысило кредитный рейтинг России.
Российские власти усилили свое давление на ЮКОС, а также отложили проведение аукциона по приватизации компаний - оптовых продавцов электроэнергии. Многие считали, что, проведя этот аукцион, российские власти тем самым подтвердят намерения продолжать либерализацию экономики.
Отношения между Россией и Западом, в которые вновь вернулась атмосфера недоверия времен холодной войны, еще более обострились в результате президентских выборов на Украине. На прошлой неделе индекс RTS российcкого фондового рынка упал на 3,4% и достиг рекордной отметки в 633,44 - самый низкий показатель за последние два месяца.
Стоимость акций компании ЮКОС упала на 59% после того, как правительство объявило о планах продать компанию "Юганскнефтегаз" с аукциона. На прошлой неделе курс акций ЮКОСа опускался до отметки в один доллар США - рекордно низкий уровень за последние четыре года. Ранее акции этой крупнейшей российской нефтяной компании пользовались высоким спросом у иностранных инвесторов, их стоимость до ареста Михаила Ходорковского достигала 16 долларов за акцию. Руководители ЮКОСа заявили, что власти намерены добиться полного разрушения концерна, пишет The Wall Street Journal.
Большинство иностранных инвесторов, которые ранее купили акции ЮКОСа по высоким ценам, не могли себе представить, что сегодня, спустя 13 лет после распада Советского Союза, правительство начнет экспроприировать частную собственность, говорит Тим Маккарти, ведущий эксперт по инвестициям компании "Тройка Диалог".
Многие эксперты считают, что Кремль побоится возможного политического риска и не станет преследовать бизнесменов из других компаний после завершения "дела ЮКОСа". Такие эксперты называют ЮКОС "особым случаем" и обращают внимание на то, что налоговые претензии к ЮКОСу намного превышают те, что недавно предъявили некоторым другим российским нефтяным компаниям.
"Если не верить в это, тогда вообще не стоит делать инвестиции в российскую экономику", - считает директор шведского инвестиционного фонда Prosperity Capital Management Иван Мазалов, который инвестировал около 600 млн долларов в российские ценные бумаги.
По мере того как Кремль усиливает роль государства в экономике, многие инвесторы стали оказывать все большее предпочтение акциям не частных, а государственных компаний или компаний, имеющих тесные связи с правительством, таких как "Газпром", "Сургутнефтегаз" и Сбербанк.
Между тем многие большие государственные компании известны тем, что они зачастую не соблюдают интересы акционеров, а их финансовые показатели оставляют желать лучшего. Так, "Газпром" разочаровал инвесторов своим заявлением об увеличении текущих расходов на 50% по результатам деятельности во втором квартале этого года, пишет американская деловая газета, перевод статьи которой публикует Inopressa.
Почему ЮКОС впал в немилость и что его ожидает?
В другой статье The Wall Street Journal анализирует ситуацию вокруг нефтяной компании ЮКОС и причины разрушения НК российскими властями.
Чуть больше года назад ЮКОС был крупнейшей и самой прибыльной российской компанией. Он был создан в середине 1990-х во время хаотичного приватизационного процесса, который сосредоточил многочисленные природные ресурсы в руках нескольких связанных с политикой олигархов. Одним из них был Михаил Ходорковский, который купил компанию всего за 300 млн долларов.
Постепенно она превратилась в одну из самых уважаемых компаний с иностранным менеджментом и международным аудитом финансовых дел. На своем пике рыночная капитализация ЮКОСа составляла более 30 млрд долларов.
Сейчас ЮКОС практически полностью уничтожен российскими властями. Ему предъявлены налоговые претензии на сумму 25 млрд долларов. Два его акционера, Ходорковский и Платон Лебедев, находятся в тюрьме по обвинениям в мошенничестве и неуплате налогов. Руководство ЮКОСа покинуло Россию, опасаясь за свою безопасность, а его главное производственное подразделение, "Юганскнефтегаз", будет продано в ходе принудительного аукциона по цене, вполовину меньшей минимальной справедливой оценки. Рыночная капитализация компании упала до 2 млрд долларов.
Почему российские власти делают это?
Как большинство других российских компаний, ЮКОС использовал "серые схемы" для минимизации налогов. Однако ни по одной другой компании не ударили налоговыми претензиями такого масштаба. Это заставляет предположить, что у властей был еще какой-то мотив, помимо сбора налогов, пишет The Wall Street Journal.
Сначала атака на ЮКОС казалась полностью политически мотивированной. Ходорковский бросил вызов власти российского президента Владимира Путина, не подчинившись его приказу оставаться вне политики. Однако последовавшие за этим действия российской прокуратуры против компании, а не только против Ходорковского заставили предположить наличие мощного финансового мотива, стоящего за этой атакой.
Окружение Путина, которое состоит преимущественно из бывших сотрудников служб безопасности - так называемых силовиков, не участвовало в приватизациях 1990-х. Подталкивая ЮКОС к банкротству, они пытаются добиться перераспределения собственности. Это делается ради возвращения стратегически важных промышленных секторов под государственный контроль, однако одновременно они также устанавливают контроль над крупными финансовыми потоками и обогащаются сами, полагает американская газета.
Что будет с ЮКОСом дальше?
19 декабря правительство попытается продать "Юганскнефтегаз", который добывает 60% нефти ЮКОСа. Его собираются продать за 8,6 млрд долларов, хотя нанятая министерством юстиции для оценки "Юганскнефтегаза" компания Dresdner Kleinwort Wasserstein заявила, что стоимость этого предприятия составляет как минимум 15 млрд.
20 декабря ЮКОС проведет чрезвычайное общее собрание, на котором будет рассмотрен вопрос о ликвидации или банкротстве компании.
Наиболее вероятным покупателем "Юганскнефтегаза" считается поддерживаемый государством нефтегазовый гигант "Газпром", управляемый близким союзником Путина. Также в покупке "Юганскнефтегаза" заинтересованы иностранные компании, однако они боятся новых налоговых претензий и потенциальных судебных проблем.
Кроме того, российское правительство вряд ли продаст предприятие иностранцам по цене, которая однозначно занижена. Более вероятным сценарием является покупка "Юганскнефтегаза" "Газпромом" с целью его дальнейшей продажи в руки иностранной компании, но по более высокой цене, полагает The Wall Street Journal.
Инвесторы опасаются, что после "дела ЮКОСа" силовики развернут охоту и на другие компании
ЮКОС - единственная крупная российская компания, которая подверглась такому давлению со стороны властей. Однако это дело вызывает обеспокоенность в отношении соблюдения прав собственности и законности в России. Инвесторы опасаются, что дело ЮКОСа создало прецедент, который может привести к тому, что силовики развернут охоту и на другие компании. (Перевод статьи на сайте Inopressa).