Это означает, что неудачей закончилась попытка российской нефтяной компании ЮКОС, которой принадлежат чуть меньше 25% акций Kvaerner, приобрести контроль над ней. Если бы сделка, на которую ЮКОС выделял 830 миллионов долларов, состоялась, это была бы самая большая сумма, когда-либо уплаченная российской компанией на мировом рынке.
Aker Maritime уже является крупнейшим владельцем акций Kvaerner. Установление полного контроля над компанией стало победой норвежского мультимиллионера и председателя Aker Maritime Кьелл Инге Рокке, предыдущие попытки которого слить свою компанию с Kvaerner были безуспешными, констатирует BBC.
Компания Kvaerner, испытывающая крупные финансовые затруднения, неоднократно обращалась к Рокке с просьбой о помощи - ведь альтернативой являлась мало кому в Европе известная и потому подозрительная российская нефтяная компания, - но тот отказывался предпринимать какие-либо действия без должного вознаграждения.
На прошлой неделе Рокке довел свое участие в Kvaerner до 25% и получил возможность ограничивать ЮКОС в принятии решений по поводу судьбы норвежской компании.
В итоге план спасения Kvaerner, предложенный российским ЮКОСом, был заблокирован Aker, которая добивалась слияния с Kvaerner.
Кредиторы Kvaerner согласились с новым проектом, пытаясь избежать банкротства крупной компании.
ЮКОСу, правда, отошли два подразделения Kvaerner, работающих в России, но это не то, чего ждала российская нефтяная компания, выходя на европейский рынок.
Между тем в самой Норвегии данную сделку пресса оценивает неоднозначно. Сайт RusEnergy, побеседовавший на эту тему с известным журналистом Бьярне Дьювиком, пишет, что у Кьелла Инге Рокке репутация на родине отнюдь не безупречна. Например, свой пакет в Kvaerner он приобрел тайно и по частям - через подставные фирмы вопреки желаниям остальных акционеров. Агрессивные и беспринципные методы этого бизнесмена помогли ему сколотить крупный капитал, но одновременно он нажил множество врагов. Экстравагантная роскошь его стиля жизни и презрительное отношение к прессе не могли улучшить мнение о нем норвежцев. ЮКОС на этом фоне, конечно, не выглядел спасителем - но отношение к нему в прессе постепенно сменилось с негативного на сдержанное, и русскую компанию рассматривали как реальную альтернативу фирме Aker.