На встрече было решено, что постоянный антикризисный фонд ESM будет напрямую помогать банкам проблемных стран, а не передавать сначала деньги правительству каждой страны. Таким образом, должен прекратиться рост госдолга проблемных стран. Однако это соглашение вступит в силу, только когда будет создан общеевропейский банковский регулятор и тем самым сделан первый шаг на пути к банковскому союзу, сообщает "Финмаркет".
Как и просили Испания и Италия, антикризисные фонды смогут покупать облигации проблемных стран, доходность по которым растет. Для этого странам не придется даже подавать официальную просьбу о помощи. Но им придется согласиться на выполнение программы ЕС и МВФ вроде сокращения бюджетных расходов.
Испании и Италии, чтобы добиться уступок Германии по этим злободневным вопросам, пришлось в четверг вечером устроить маленькое восстание. Они заблокировали все договоренности, которые должен был принять саммит, включая Пакт о росте. Ангела Меркель, оставшаяся в одиночестве, сдалась.
"Процесс был жестким, но результат хороший", - прокомментировал ситуацию итальянский премьер Марио Монти.
Но преобладающими являются пессимистические мнения. Распад еврозоны произойдет уже в следующем году. С таким мрачным прогнозом выступила компания Capital Economics. Греция покинет объединение уже в ближайшие шесть месяцев, а потом за ней последуют Португалия, Ирландия, Испания и Италия.
Эксперты считают, что вслед за проблемами еврозоны в рецессию погрузится вся Восточная Европа, падение ВВП региона составит от 2% до 5%. При этом Россия, по мнению специалистов, должна пострадать меньше западных коллег.
Независимый финансово-экономический эксперт Александр Трифонов сказал в эфире "Коммерсант FM", что спад в странах Восточной Европы, за исключением, может быть, России и Польши, будет более глубоким.
А деловая газета The Financial Times, рассуждая о будущем евро, даже предложила задуматься об исторических моментах, когда события, которые казались невероятными, вдруг становятся неизбежными.
Газета приводит отрывок из лекции некого отставного дипломата. "Он поведал, что в 1980-е годы Запад был абсолютно уверен в двух вещах: во-первых, советская система нежизнеспособна, во-вторых, она будет существовать вечно. Услышав эти слова, все присутствующие подумали о евро", - пишет автор.
Еврозона не является "империей, основанной на обреченной экономической системе", цитирует публикацию InoPressa. А ее экономические проблемы вызваны не существованием евро, а кризисом, который был порожден англосаксонской моделью финансового капитализма. Распад еврозоны, в отличие от распада СССР, не затронет национальные идентичности и государственные границы.
И все же газета находит параллели с СССР. Европейские политики и банкиры уверены, что евро сохранится, так как альтернативные сценарии просто немыслимы. "Но и советские руководители думали: если ничего не делать, все останется как есть", - замечает она.