До конца 2011 года ConocoPhillips продаст весь свой пакет в "Лукойле" - 19,21% капитала, объявила накануне американская компания. Уже подписан договор о продаже самому "Лукойлу" 7,6%-ного пакета (его купит "дочка" компании - Lukoil Finance Ltd) за 3,44 млрд долларов. Сделка должна закрыться до 16 августа, а на покупку оставшихся 11,61% есть опцион до 26 сентября 2010 года, сообщил "Лукойл".
Conoco пять лет была акционером и главным партнером "Лукойла", но в прошлом году компания решила продать активы на 10 млрд долларов за два года, чтобы на треть сократить долги. А в марте президент "Лукойла" Вагит Алекперов сообщил, что Conoco предложила его компании выкупить до 10% собственных акций.
У "Лукойла" есть преимущественное право выкупа, отмечал Алекперов, но пользоваться им компания не собирается: "Пока я не вижу в этом необходимости". Котировки "Лукойла" не пострадают, если продавать пакет на рынке маленькими порциями, объяснял он.
До конца июня Алекперов еще не раз заявлял, что "Лукойл" не собирается покупать у Conoco собственные акции. "Считаем, что сегодня у нашей компании другие задачи, - объяснял президент. - Я, как руководитель, не хотел бы подвергать риску финансовую стабильность компании, особенно в 2010-2011 года, поскольку, по нашему мнению, кризисные явления еще не прекратили влиять на отрасль".
Что изменилось за последний месяц и почему "Лукойл" все же решился на сделку с Conoco, представили компании не объясняют.
Возможно, "Лукойл" решился на сделку, потому что Conoco может продать 19%-ный пакет в сжатые сроки, рассуждает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, ведь для безболезненной продажи такого пакета нужно года четыре. Сейчас котировки "Лукойла" растут, потому что выкуп собственных акций - это сигнал: менеджмент верит в рост капитализации компании, добавляет аналитик.
Если "Лукойл" выкупит все акции, его общие расходы будут близки к 8,7 млрд долларов. И тогда это будет крупнейшей сделкой в нефтяной отрасли России со времен распродажи активов ЮКОСа (на которой "Роснефть" потратила почти 26 млрд долларов).
Планы Conoco в России тоже пока не ясны. Опыт компании был "позитивен", в том числе с властями страны, и Conoco ждет "продуктивных взаимоотношений в будущем", цитируется в пресс-релизе компании ее гендиректор Джим Малва. Хотя еще в марте он объяснял Financial Times решение избавиться от инвестиций в "Лукойл" тем, что "крупнейшие стратегические возможности были зарезервированы для компаний, которые на 100% российские, мы это понимали".