Схема появилась после того, как в 1990 году Европейский совет принял директиву об общей системе налогообложения дивидендов, выплаченных дочерним и материнским компаниям. Ее разработали, чтобы устранить двойное налогообложение прибыли, распределяемой между материнскими и дочерними компаниями, которые находились в разных странах ЕС. Этот документ освободил "дочки" от уплаты налогов на дивиденды, которые платили материнские компании.
Как пояснил агентству партнер International Tax Associates BV Рустам Вахитов, схема работала так: бенефициар владеет бизнесом в России через компанию в одной из европейских стран, которая по тем или иным причинам подходит ему больше, чем Кипр, где ставка налога на доходы низкая.
Это, например, Нидерланды, с которыми у России еще со времен Советского Союза существует соглашение о защите инвестиций, которое поможет защитить собственника от незаконного изъятия в России имущества в иностранных судах. Латвия может быть интересна для получения вида на жительство, а Люксембург является крупным финансовым центром с удобным механизмом сопровождения финансовых сделок.
Если компанией в одной из этих стран, в свою очередь, владеет структура в офшоре, то при выплате дивидендов напрямую в офшор будет удерживаться налог на дивиденды в 15%. Поэтому, чтобы снизить налоговую нагрузку, некоторые консультанты рекомендовали ставить над Люксембургом, Нидерландами или Латвией, например, компанию на Кипре, у которого нет соглашений об избежании двойного налогообложения с Нидерландами и Люксембургом и где не удерживаются налоги при выплате в офшор.
В этом случае дивиденды из Латвии, Голландии и Люксембурга на Кипр не облагаются налогами по правилам Директивы о материнских и дочерних компаниях, а с Кипра они уходят без налогов по местному законодательству.
Теперь Европейский совет закрывает эту возможность. Он обязал все страны ЕС внести изменения в свои налоговые законодательства до 31 декабря 2015 года. Раньше директива просто говорила о том, что страны ЕС вправе применять свои собственные антиуклонительные правила, теперь речь идет уже об обязанности до конца года поменять свое национальное законодательство. Право на безналоговый перевод доходов останется только у компаний, которые ведут реальную экономическую деятельность, говорит Вахитов.
Теперь тем, кто хочет управлять своими активами в Европе с Кипра, придется создать реальное эффективное присутствие на Кипре для своих организаций, что повлечет определенные затраты.
Изменения напрямую не затронут российских налогоплательщиков, но повлияют на работу их холдинговых структур в Европе. В соглашении между Швейцарией и ЕС также есть подобная льгота по дивидендам, аналогичным директиве. Можно ожидать, что аналогичное положение попадет и туда.
Это уже вторая плохая новость для российских собственников, использующих офшорные схемы, напоминает РБК. С этого года вступил в силу отечественный "деофшоризационный" закон о контролируемых иностранных компаниях. Бизнесмены не раз жаловались на чрезмерную жесткость документа.