Приток новых людей в список Forbes в последние годы был не быстрым, а его завсегдатаи не молодеют. В последние годы их состояния росли примерно в 1,5 раза медленнее российского ВВП. Возраст богатства вырос в России на 6 лет, до 50 лет.
Трудно быть миллиардером, утверждает Forbes: постоянные тревоги о том, что богатство может испариться куда быстрее, чем пришло. Когда у Нельсона Рокфеллера, владевшего примерно 3 млрд долларов, спросили, сколько ему надо заработать, чтобы расслабиться, он ответил: "Четыре миллиарда".
С утверждением, что счастье можно купить за деньги, согласны 16% опрошенных недавно консалтинговой фирмой Spectrem Group инвесторов со свободными 0,5-1 млн долларов, и 20% тех, кто инвестирует больше 5 млн долларов. Не согласны с тезисом около половины инвесторов. Знание приходит с опытом: купить счастье надеются больше трети инвесторов в возрасте до 40 лет и лишь 18% тех, кто старше 60.
Известный социолог Даниэль Каннеман и экономист Ангус Дитон выпустили работу, доказывающую, что удовлетворенность жизнью растет вместе с доходами, но только до уровня 75 тысяч долларов на семью в год. Этот уровень был очень близок к среднеамериканскому (71,5 тысяч долларов). Когда денег больше, вы сможете купить дополнительные удовольствия, но ценить их будете ниже, говорил Каннеман. Вместе с доходами часто растут расходы и обязательства.
Деньги могут влиять на счастье, только нужно смотреть не на уровень доходов или расходов, а на богатство (свободные средства, которые можно инвестировать). Еще в 2004 году Брюс Хиди из Мельбурнского университета и его коллеги на примере пяти европейских стран показали, что уровень богатства влияет на счастье сильнее, чем доходы. А еще сильнее - объединенные три фактора: доходы, богатство и потребление.
В среднем мультимиллиардеры довольны жизнью больше, чем их преследователи. Еще один опрос Spectrem Group (1200 человек) показывает, что доля инвесторов, удовлетворенных жизнью, монотонно растет с уровнем "чистого богатства" (за вычетом долгов, без учета стоимости основного жилья).