Кредиты на рефинансирование иностранных займов ВЭБ раздавал в конце 2008 года, чтобы крупные пакеты акций российских компаний, заложенные в иностранных банках, не пошли с молотка.
В октябре 2009 года шести компаниям кредиты продлили еще на год. В списке оказались UC Rusal (долг 4,5 млрд долларов), Evraz Group (1,8 млрд долларов), Altimo (1,5 млрд долларов), "Газпром нефть" (750 млн долларов), ПИК (262 млн долларов) и "Ситроникс" (230 млн долларов). Ставка по кредиту UC Rusal составила 5,18%, Altimo - 6,24%.
Заем ПИК был выкуплен Номос-банком, "Ситроникс" кредит погасил, 27 мая о досрочном погашении сообщила и Evraz Group.
Представитель UC Rusal сообщил, что если ВЭБ не станет пролонгировать кредит, то права требования по нему выкупит "Сбербанк". В меморандуме к IPO UC Rusal сообщала, что "Сбербанк" письменно подтвердил ей свое согласие выкупить долг с 1 августа 2010 года. Комиссия "Сбербанка" должна составить 2% от суммы кредита.
Возможность продажи кредита обсуждается довольно давно и пролонгация скорее всего не понадобится, считает источник, близкий к ВЭБу. В залоге у ВЭБа 25% акций "Норникеля" и по 25% минус 1 акция "Русал Братска" и "Русал Красноярска".
Обеспечение кредита Altimo - 25,1% "Мегафона". Представитель Altimo накануне отказался от комментариев. Источник, знакомый с акционерами "Альфа-групп", говорит, что компания ведет переговоры с иностранными банками и "Сбербанком" о рефинансировании долга.
В отчетах "Газпром нефти" указано, что кредитная линия на 750 млн долларов открыта в 2008 году, срок ее действия - до декабря 2011 года.
О каких-либо залогах "Газпром нефть" ни разу не сообщала. Пресс-служба компании планы по погашению кредита и наличие залога комментировать отказалась. Не исключено, что "Газпром нефть" была признана надежным заемщиком и кредитная линия была открыта без внесения обеспечения, предполагает аналитик Банка Москвы Денис Борисов.
Продлевать кредиты бесконечно невозможно, тем более что сейчас ситуация на рынках гораздо спокойнее, чем в конце 2008 года, когда долги российских корпораций оказались для них практически неподъемными, полагает начальник аналитического отдела BNP Paribas Юлия Цепляева. Антикризисные меры не могут быть вечными, массовая пролонгация кредитов была как раз антикризисным решением, объясняет пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
Премьер Владимир Путин уже говорил, что ситуация с банковской ликвидностью сейчас существенно отличается от той, что была во время кризиса, лучше себя чувствуют и сами компании, напоминает Песков. Правда, он оговаривается, что при необходимости каждый случай может быть рассмотрен отдельно - нужна пролонгация или нет.