В списке стран (reportable jurisdictions), с которыми Великобритания ведет обмен налоговой информацией по Единому стандарту отчетности (CRS), нет России, внесенной в него в 2018 году. То, что Россия исключена из списка, в HMRC подтвердили в ответ на запрос британской юридической фирмы Taylor Wessing LLP.
Россия присоединилась к международным соглашениям об автообмене налоговой информацией и начала получать в автоматическом режиме данные от 58 стран (в том числе Великобритании) в сентябре 2018 года. Недавно ФНС отчиталась о получении данных о зарубежных активах россиян за 2017 год. Отказ же Великобритании от обмена данными с Россией означает, что ФНС не получит информации о британских активах россиян за 2018 год.
Собеседник Forbes, знакомый с ситуацией, рассказал, что приостановка обмена была односторонним решением налоговых органов Великобритании. По его словам, российскую сторону просто поставили перед фактом, не объяснив причин этого решения.
Впрочем, на работу ФНС это сильно не повлияет: де-факто автообмен заработал лишь в конце прошлого года, к тому же российские налоговики по-прежнему получают информацию в рамках отдельных запросов. По данным экспертов, HMRC могла исключить Россию из списка по политическим мотивам, но утверждать этого наверняка нельзя.
Руководитель налоговой практики International Tax Associates Рустам Вахитов пояснил Business FM, что исключение из списка могло быть связано с задержкой предоставления Россией информации другим странам. "Это не финальный список, по которому будет или не будет производиться обмен, это ситуация на конкретную дату - март 2019 года", - заявил эксперт.
Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, в свою очередь, отметил, что в официальной статистике, представленной организацией экономического сотрудничества и развития на 31 декабря 2018 года, Россия передала информацию в автоматическом режиме только 14 странам, а получила из более 50 государств.
К тому же автоматический обмен является добровольным: не исключено, что британские налоговики решили не обременять свои национальные банки дополнительными обязательствами с точки зрения сбора информации в отношении граждан России, имеющих счета в банках Великобритании. По словам Захарова, в последние два-три года счета в банках Великобритании для многих россиян либо закрывали, либо не открывали, либо открывали с большими сложностями.
О присоединении России к механизму автообмена стало известно в 2016 году, когда она подписала международное многостороннее соглашение и одновременно приняла Единый стандарт автоматического обмена налоговой информацией ОЭСР.
Документ предполагает, что финансовые институты предоставляют информацию о финансовых счетах нерезидентов налоговому органу своей страны, а тот передает данные налоговикам присоединившихся стран, и наоборот. Этот механизм позволял ФНС получать данные о счетах российских налоговых резидентов почти от сотни юрисдикций, включая офшорные.
В сентябре 2018 года сообщалось, что с нового года участниками автообмена с Россией станут такие популярные офшорные юрисдикции, как Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Багамы, Гонконг, Вануату, Макао, Сент-Китс и Невис, Аруба и Гренада. Автоматически обмениваться с Россией финансовой информацией также начнет Азербайджан.
В начале марта ФНС отчиталась, что начала получать данные о зарубежных активах россиян от 58 юрисдикций, включая Британские Виргинские и Каймановы острова, Маврикий и прочие офшоры. Входила ли в это число Великобритания, налоговики не уточняли. После сверки этих данных ФНС рассчитывала выявить несоответствия с российской отчетностью у 10-15% владельцев зарубежных активов и счетов.