Цель правительства вполне ясна: из-за морозов зимой 2005-2006 годов потребности сельского хозяйства в топливе в эту посевную вырастут, рост спроса на дизельное топливо по рыночной логике должен вызвать рост цен на ГСМ во всей стране, обуславливая рост цен на агропродукцию до конца 2006 года.
Сейчас борьба с инфляцией уже объявлена и президентом Владимиром Путиным, и премьером приоритетом в деятельности правительства, но вводить нерыночные меры регулирования рынка ГСМ, как это предлагает, например, Совет федерации, правительство не готово – пример украинского рынка, на котором введение такого рода регулирования привело к топливному кризису летом 2005 года, вполне убедителен.
Цены на солярку для правительства даже важнее стоимости бензина на автозаправках. Ожидавшийся рост цен на дизтопливо зимой-весной 2006 года уже, видимо, повлиял на рынок агропродукции и внес свой вклад в инфляцию 2006 года, ожидающееся сейчас его продолжение будет ощущаться на рынке до осени-зимы 2006 года.
Подготовка к "добровольному" регулированию топливного рынка была проведена правительством основательно. В субботу 25 марта представители ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР, "Славнефти", "Татнефти", "Роснефти", "Сургутнефтегаза", ЮКОСа, "Башнефти" и "Русснефти" были вызваны в Минпромэнерго, где их убеждением занимались помимо Виктора Христенко заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев и заместитель министра сельского хозяйства Сергей Митин.
Жестких решений на встрече не было – нефтяники предлагали правительству обсудить опыт заключения с регионами долгосрочных контрактов на поставку ГСМ с Волгоградской, Астраханской, Оренбургской, Саратовской областями.
А через два дня нефтяников в том же составе ждал в Белом доме премьер-министр. Он призвал нефтяные компании "критически посмотреть на положение дел и принять меры, позволяющие удержать цены в допустимых параметрах, чтобы не допустить осложнений в организации посевных работ и не повлиять негативно на ситуацию с инфляцией".
Помогал убеждать бизнес министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, глава Минпромэнерго Виктор Христенко, замминистра финансов Сергей Шаталов, замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов и руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Премьер сразу же попросил нефтяников "критически посмотреть на положение и принять меры, чтобы удержать цены в допустимых параметрах". "Мы хотели бы обсудить состояние дел на рынке нефтепродуктов, нас это не может не беспокоить с точки зрения повышения цены на них", – сказал Фрадков, отметив, что "это имело место в первом квартале".
По данным Росстата, за 2,5 месяца оптовые цены на бензин выросли на 1,4%, на дизельное топливо – на 4%, и это в немалой степени повлияло и на общий рост инфляции. В марте ситуация, правда, несколько стабилизировалась. Но как отметил вчера глава правительства, все равно "вопрос не снимается с повестки дня".
О проблемах, которые могут ждать нефтяников, относящихся к проблемам села некритически, по итогам встреч не говорят ни нефтяники, ни Минпромэнерго. Однако исходя из того что сразу после встречи чиновники МЭРТа и Минпромэнерго заговорили о возможном умеренном росте цен на бензин весной 2006 года (с осени 2005 года цены на него стабильны), компромисс будет следующим: правительство в обмен на полное замораживание цен на дизтопливо крупнейшими производителями готово закрыть глаза на плавное "размораживание" цен бензинового рынка.
Это выглядит логичным: в преддверии летнего сезона цены на дизтопливо являются для кабинета министров менее критичными с точки зрения будущей инфляции, чем цены на автотопливо.
Большинство нефтяников пока молчит, но, как полагают эксперты, в обмен на исполнение желаний правительства нефтяные компании напомнят правительству о сделанных раннее обещаниях. В частности, речь шла о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Как пишет газета "Новые известия", представители "ЛУКойла", говорят, что чиновники хоть и приняли решение пересмотреть ставки налога, но совсем не так, как ожидали нефтедобытчики.
"Правительство решило дифференцировать НДПИ в зависимости от месторождения – и только с 2007 года. Налог не будет взиматься, если месторождение только начало эксплуатироваться или, наоборот, уже истощилось. Но все эти меры лишь стимулируют инвестиции в добычу, но никак не влияют на бензиновый рынок", – говорит представитель "Лукойла".
Кроме того, нефтяные компании могут выдвинуть и новые требования. Речь, в частности, идет о том, чтобы изменить структуру автозаправочного рынка, на котором сейчас доминируют мелкие торговцы (70–75%), в пользу крупных сетей, которые "легче контролировать".
Очевидно, что нефтяные короли намерены в этот раз более жестко защищать свои позиции. Что же касается ожидаемого роста цен, то, как сообщили в том же "Лукойле", "повышение в апреле неизбежно, хотя бы потому, что мы не можем продавать бензин без прибыли – в таком случае у нас будут проблемы с налоговиками и антимонопольным ведомством".