Открывая встречу, Михаил Фрадков сообщил, что на ней будет обсужден ряд "наиболее животрепещущих вопросов". Повышение цен на газ для Белоруссии, которое хочет провести "Газпром", является на сегодняшний день самым важным вопросом двусторонних взаимоотношений.
Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на высокопоставленного чиновника в правительстве России, по мнению Кремля, вопрос является сугубо корпоративным делом и должен решаться на уровне компаний: "Газпрома" со стороны России и "Белтрансгаза" с белоруской стороны. При этом "Белтрансгаз", по мнению российской стороны, имеет все шансы быстро урегулировать конфликт, пойдя на сделку с "Газпромом".
По словам правительственного чиновника, вопрос о повышении цен даже не появлялся бы в повестке дня, если бы Белоруссия выполнила подписанное ею соглашение о создании российско-белорусского газотранспортного совместного предприятия. "Если бы российско-белорусское СП по транспортировке газа было уже создано, то тема газа на переговорах была бы закрыта - действовали бы внутрикорпоративные правила", - заявил один из вице-премьеров российского правительства.
Речь идет о реализации давних планов российской газовой корпорации по приобретению доли в газотранспортных и распределительных предприятиях Белоруссии. Де-факто Минск всеми силами старается помешать этому, и, как говорят в правительстве России, "время на создание СП стремительно уходит".
Тем временем, по информации газеты "Коммерсант", белорусская сторона постаралась подготовиться к переговорам, заготовив пару козырей. Во-первых, Белоруссия ведет переговоры с Туркменией о прямой закупке газа, а во-вторых, Минск уже получил в собственность 55% акций Мозырского НПЗ, в покупке которого заинтересован "Газпром".
Как сообщается, в понедельник в Ашхабаде белорусская сторона провела переговоры по вопросам закупки газа "по более низким ценам, чем предлагает 'Газпром'". Газета "Коммерсант" цитирует представителя "Белтрансгаза", который заявил: "Поставки туркменского газа могли бы осуществляться по договоренности с "Газпромом" на условиях замещения и позволили бы частично компенсировать четырехкратное увеличение цены поставок российского газа".
Фактически Белоруссия намерена вмешаться в ценовую торговлю РФ и Туркмении: туркменский газ, который в "Газпроме" считают слишком дорогим, она может купить сама, тут же продав его "Газпрому" в обмен на поставки по той же цене на границе с Россией. Туркмения рассчитывает на цену продажи газа России в 100 долларов за тысячу кубометров.
Еще один возможный аргумент - это белорусские активы, в приобретении которых заинтересован "Газпром". Помимо СП с "Белтрансгазом" и распределительных газовых сетей белорусской корпорации российскую компанию интересует Мозырский НПЗ, 21% акций которого уже принадлежит "Газпром нефти".
Как пишет "Коммерсант", недавно президент Белоруссии Александр Лукашенко своим указом вернул в госсобственность 12% акций Мозырского НПЗ, которые принадлежали трудовому коллективу завода на протяжении более десяти лет.
Формально причина национализации пакета - погашение задолженности компании, фактически - предотвращение скупки "Газпромом" доли в НПЗ, позволяющей установить контроль над предприятием. Вопросы увеличения доли "Газпрома" в Мозырском НПЗ до контрольной, видимо, будут использованы правительством Белоруссии на переговорах как разменная карта.
К какому соглашению пришли премьер-министры России и Белоруссии, пока неизвестно, но на пресс-конференции по итогам заседания совета министров Союзного государства России и Белоруссии премьер-министр Фрадков заявил, что работа по поиску взаимоприемлемого решения относительно цен на российский газ будет продолжена в 2007 году.
"Мы подтвердили свою позицию по цене (на российский газ, поставляемый в Белоруссию - ред.). Это схема универсального подхода к партнерам", - отметил Фрадков. "Мы поручили продолжить работу, чтобы найти взаимоприемлемое решение", - заявил российский премьер.
Что касается шансов на создание совместного газотранспортного предприятия, то, по словам главы российского правительства, "вопрос не упущен". "Вопрос прорабатывается в рамках решения вопросов по газу", - сказал Фрадков.