Причем последние называют совершенно фантастические цифры, отмечает Sueddeutsche Zeitung, статью которой публикует InoPressa. Британский эксперт Мамду Саламех прогнозирует скачок до 60 долл. за баррель, если Соединенным Штатам не удастся быстрая война. Это вдвое больше, чем сегодня, и данное обстоятельство, без сомнения, столкнет мировую экономику на траекторию спада. Шейх Ахмед Заки Ямани, бывший министр нефти Саудовской Аравии, который ныне возглавляет научно-исследовательский институт Centre for Global Energy Studies в Лондоне, предполагает даже 100 долл. за баррель. Очевидно, чем дольше будет длиться возможная война, тем больше вероятность резкого роста цен.
А такой рост пугает экспертов гораздо больше, чем ракеты, которые Ирак, возможно, где-нибудь спрятал. Их не сильно заботит то, что Саддам Хусейн в качестве последнего шага от отчаяния отдаст приказ разрушить нефтяные месторождения, как он сделал в Кувейте. Это вызвало бы временное ограничение нефтедобычи, которое вскоре компенсируют другие нефтедобывающие страны. Самый большой риск, как полагают многие аналитики, в том, что военный удар по Ираку может дестабилизировать господствующее положение Саудовской Аравии на рынке.
Саудовцы в последнее время недовольны политикой правящего шейха, в котором многие видят пособника американцев. Беспокойство вызывают и последние тенденции в экономике. После резкого повышения рождаемости и проведения реформаторской политики доходы на душу населения в Саудовской Аравии сокращаются. Половина населения моложе 25 лет не имеет работы. Внутренние беспорядки в Саудовской Аравии могут повлиять на нефтедобычу в стране, следствием чего станет быстрый рост цен на нефть.
Хорошим примером является революция в Иране в конце семидесятых годов. Тогда возник дефицит нефти, ее ежедневная добыча сократилась на 5,6 млн баррелей и держалась на этом уровне в течение шести месяцев. Цены прыгнули, если исходить из сегодняшней покупательной способности доллара, почти до 80 долл. за баррель.
При этом, чтобы подобная ситуация повторилась, вовсе не обязателен настоящий дефицит. Цену на биржах определяет не фактический объем нефти, а ожидания анонимных трейдеров, которые не упустят возможности поспекулировать на росте цен. Ситуация осложняется тем, что в последнее время влияние ОПЕК и больших нефтяных концернов на мировую цену резко снизилось.
Впрочем, если военный удар США будет стремительным и успешным, то цена нефти резко упадет. Соединенные Штаты точно не собираются запрещать Ираку как можно быстрее увеличивать нефтедобычу. Чисто технически, как рассчитывают специалисты, Ирак мог бы за год удвоить добычу, доведя ее до 5 млн баррелей в день. Весной одновременно могла бы увеличиться нефтедобыча в Венесуэле, которая за последние шесть недель сильно сократилась из-за всеобщей забастовки. Последствием станет избыток нефти, и, соответственно, упадет цена. Правда, нынешний рынок "низкой" вполне может посчитать и цену в 20 долл. за баррель.