Законопроект, инициированный социальным вице-премьером Ольгой Голодец вопреки отчаянному сопротивлению ее коллег из финансово-экономического блока и экспертного сообщества, фактически уничтожал целый сегмент финансового рынка и проигнорировал выбор 20 млн работающих россиян, отдавших свои накопления негосударственным пенсионным фондам (НПФ) и управляющим компаниям, пишут "Ведомости".
Влиятельным противникам подобного способа реформы удалось смягчить удар: решением президента Владимира Путина проект предстал в виде компромисса. Все граждане, имеющие накопительную часть пенсии, в течение 2013 года вправе сделать выбор - сохранить накопительный тариф в 6% или сократить его втрое в пользу солидарной части.
С 2014 года обязательная накопительная часть фактически ликвидируется: у молодежи, выходящей на рынок труда, права выбора уже не будет. По оценкам НПФ, в течение 2013 года удастся привлечь в накопительную систему еще порядка 5-7 млн человек (у молчунов, хранящих деньги в ВЭБе, накопления переведут в солидарную часть автоматически).
Столетний успех солидарной пенсионной системы базировался в первую очередь на одном простом условии: работникам выгодно обменивать часть своего заработка, идущего на выплату текущих пенсий, на долю будущего заработка следующего поколения, гарантированно более многочисленного.
Россия не единственная страна, решившая отказаться от обязательных накоплений в разгар кризиса, но единственная, где такое решение не поддается видимой логике. Погрузившаяся в рецессию Венгрия направила национализированные пенсионные накопления на затыкание бюджетной дыры и сокращение госдолга в 80% ВВП.
У России сбалансированный бюджет и минимальный госдолг. Но в мае Путин поставил правительство перед дилеммой: увеличить социальные расходы, одновременно пополнив нефтегазовые фонды и не допуская бюджетного дефицита. Способов побольше потратить и при этом еще и сэкономить не так много. Тем более когда рост цен на нефть, позволявший минувшее десятилетие стремительно наращивать госрасходы, остановился. Рост экономики, позволяющий рассчитывать на увеличение ненефтяных доходов, - тоже.
По оценкам Минэкономразвития, почти бездефицитные сейчас бюджеты регионов, на которые возложена индексация зарплат бюджетникам, к 2018 году достигнут дефицита в 1,8 трлн руб., что либо обременит дополнительными трансфертами федеральный бюджет, либо вынудит правительство повышать налоги (такой вариант ведомство прорабатывает).
Кабинет министров, выполняя инаугурационные указы Путина, уже "залез в карман" следующей бюджетной трехлетки, перенеся оплату 0,5 трлн рублей. текущего госзаказа за пределы 2015 года.
Путин выбирает краткосрочную социальную и политическую стабильность в ущерб долгосрочному росту и инвестициям, констатировал в редстатье журнал The Economist, язвительно охарактеризовав российскую реформу как drink as you go. Это перефразирование термина pay as you go (принцип распределительной системы - выплата пенсий из текущих доходов) можно перевести как "пропивай что есть".
В итоге премьер Медведев подписал стратегию, подготовленную Минтрудом, ПФР и Голодец. Суть реформы невероятно цинична, возмущен глава НАПФ Константин Угрюмов: получить деньги на выполнение выданных обещаний, а что потом - не волнует. Согласно расчетам экспертов, в результате реформы коэффициент замещения (отношение средней трудовой пенсии к средней по стране зарплате) падает с 36 до 25% к 2030 году, что составит примерно 5000 рублей в текущих рублях, или прожиточный минимум пенсионера.