В отношении "Транснефти" и ее дерних компаний ФАС предпринимает щтрафные меры и делает публичные заявления, "наносящие ущерб интересам и репутации компании", считает Токарев.
В качестве примера приводится ситуация с Новороссийским морским торговым портом (НМТП). "Транснефть" планирует продать свою долю в порту, однако этому мешают действия ФАС в отношении НМТП. В начале апреля ФАС оштрафовала порт на 9,74 млрд рублей за нарушение антимонопольного законодательства "без проверки обоснованности жалоб отдельных нефтяных компаний". Действия ведомства дают возможность потенциальному покупателю приобрести эти пакеты по минимальной цене, посетовали в "Транснефти".
Кроме того, сетует Токарев, ФАС проявила тенденциозный подход и в отношении жалобы "Роснефти" в связи с потерями при транспортировке нефти. "Действуя в интересах одной нефтяной компании, ФАС начала фактическую ревизию нормативной базы Минэнерго, не имея на то никаких полномочий или оснований", - также говорится в письме Токарева.
Речь, стоит напомнить, идет о судебном иске "Роснефти" к "Транснефти" о присвоении "Транснефтью" до 0,7 млн т нефти нефтяных компаний ежегодно. Впоследствии "Роснефть" отозвала иск, а компании во внесудебном порядке договорились о снижении нормативов потерь нефти в трубопроводах.
ФАС в отмет назвало претензии "Транснефти" не соответствующими интересам государственной политики. Такое чувство, что письмо готовил человек, который либо не понимает норм законодательства, либо не обладает информацией о взаимоотношениях ФАС и "Транснефти", сказал РБК начальник управления ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин. .
ФАС действительно оштрафовала НПМТ на 9,4 млрд рублей, но у компании была возможность приводить доводы в свою защиту во время антимонопольного расследования, а сейчас есть возможность доказать свою правоту цивилизованным способом - оспорить решение ФАС в суде, говорит чиновник из ФАС.
Претензии о действиях в угоду "Роснефти" также необоснованны, считает он. "Роснефть" направила заявление в ФАС и параллельно исковое заявление в суд, требуя от "Транснефти" заключить договор на транспортировку нефти на условиях нефтяной компании. "Мы обязаны расследовать все поступающие заявления", - пояснил Махонин. ФАС направила запрос в "Транснефть" и затем сделала вывод о том, что "Транснефть" антимонопольное законодательство не нарушала, напоминает Махонин.
"Транснефть" упрекает ФАС и в отказе рассматривать законопроект о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов. "У нас есть закон о естественных монополиях, закон о защите конкуренции и много других нормативно-правовых актов, которые, по сути, повторяют нормы этого закона", - аргументирует Махонин. По его словам, позиция ФАС на движение документа не повлияет: в ближайшее время Минэнерго проведет согласительное совещание с ведомствами и направит документ в правительство.
"Мы считаем позицию "Транснефти" непроработанной, необоснованной и не отвечающей интересам госполитики в области антимонопольного законодательства и развития трубопроводного транспорта", - заключил чиновник антимонопольного ведомства.