"Базовый элемент" планирует договориться с Glencore о паритетном владении "Русснефтью", что позволит защититься от возможного поглощения компании со стороны окологосударственных структур, которые сейчас, по данным издания, активно пытаются приобрести "Русснефть"» с огромным дисконтом.
Как считается, бывший глава "Русснефти" Михаил Гуцериев продал ее нескольким офшорным структурам Дерипаски за 3 млрд долларов. Еще около 3 млрд составляет задолженность нефтяной компании перед налоговыми органами и трейдером Glencore, ответственность по которой несет покупатель.
После того как сделка с Гуцериевым состоялась, начались переговоры о роли в компании трейдера. Как известно, Glencore в свое время помогала Гуцериеву с покупкой нефтедобывающих активов в Сибири, после чего она стала трейдером "Русснефти".
Однако в последнее время все крупные нефтяные компании решали некоторые свои проблемы путем назначения одним из трейдеров структуры, близкой к "Роснефти", например Gunvor. В "Русснефти" подобного не происходило, так как Glencore не собиралась отдавать рынок и оставаться просто кредитором.
Сделка по перепродаже акций "Русснефти" в холдинг En+ "Базового элемента" застопорилась. Формально - из-за позиции ФАС, которая до сих пор тянет с согласованием.
Дерипаска, не называя конкретных сроков завершения сделки, сказал, что не исключает решения вопроса через месяц, хотя судебные разбирательства по некоторым искам назначены на июнь. Тем не менее "Русснефть" в последние месяцы активно погашала долги перед налоговой службой, и, вполне возможно, они уже погашены.
Тем не менее, в последнее время обострились переговоры "Базового элемента" с Glencore: Олег Дерипаска не хотел платить трейдеру деньги, привлечение которых сейчас дается нелегко. Конвертировать же долг предлагалось в акции "Русснефти".
Позиция "Базового элемента" заключается в паритетном владении "Русснефтью". Это позволило бы защититься от возможных рейдерских атак со стороны более крупных нефтяных компаний.
"Независимая газета" считает, что эта сделка может оказаться промежуточной, и "Русснефть" в итоге достанется либо "Газпрому", либо "Роснефти".
Для Дерипаски нефтяной бизнес – непрофильный, поэтому сделку по покупке "Русснефти" газета считает транзитной. Госкомпаниям не совсем "удобно" было покупать "Русснефть" у Гуцериева напрямую, опасаясь возможных обвинений, что сделка несправедлива и проводится по заниженной цене.