Российский посол в Белоруссии Александр Блохин обвинил белорусских таможенников в масштабных конфискациях грузов, перевозимых по территории республики в Россию
Телекомпания 'Эхо'

Российский посол в Белоруссии Александр Блохин обвинил белорусских таможенников в масштабных конфискациях грузов, перевозимых по территории республики в Россию.

Выступая в Минске на семинаре белорусских и российских СМИ, посол отметил, что "конфискации подвергаются грузы по незначительным, формальным причинам, носящим неумышленный или вообще спорный характер". Причем, по его данным "конфискуются, как правило, наиболее дорогие грузы". Если в 2000 году на белорусской границе было конфисковано грузов на сумму 15 млн долларов, то в 2001 - уже на 30 млн, в 2002 - на 60 млн, а за восемь месяцев 2003 года - 66 млн.

Оправдываются конфискации, как утверждает господин Блохин, тем, что якобы российские импортеры зарегистрированы в России незаконно. Российские переводчики, как пишет "Коммерсант", уже предпочитают перевозить дорогие грузы в объезд Белоруссии, если есть возможность. Транзит дорогостоящих грузов, по данным российского посла, в этом году сократился на 30%. Более того, если "объем транзита всех российских грузов через Белоруссию увеличился на 5%, то общий объем перемещаемых через границу России товаров - на 26%".

Заявления российского посла удивили чиновников и в Минске, и в Москве. Олег Пролесковский, замглавы администрации Александра Лукашенко, посоветовал всем потерпевшим обращаться в белорусские компетентные органы, уточнив, что речь идет о плановой работе таможенных служб, а не о какой-то политической кампании. Мнение замруководителя президентской администрации разделяют и другие белорусские чиновники.

В российском же МИДе "Коммерсанту" неофициально заявили, что пока не ясно, насколько согласована позиция посла РФ с российским МИДом. Обычная практика сводится к тому, что посол действует в рамках единой политической линии, однако конкретные детали заявлений могут вырабатываться на месте.

Газета полагает, что "вряд ли посол Блохин рискнул без одобрения сверху (хотя бы негласного) сделать резкое замечание белорусской таможне". По предположениям издания, речь идет о начале еще одной холодной торговой войны между Россией и Белоруссией.