Главный для России фактор роста, как это ни парадоксально, - "плохая" демография. Дефицит рабочей силы подстегнет рост зарплат, сокращение издержек компаний, а может быть, даже модернизацию производств. Впрочем, во многом страна будет зависеть от цен на нефть и развития политической ситуации в стране, приводит данные прогноза "Финмаркет".
"Российская экономика будет расти скромными темпами в 3,9% на протяжении всего периода до 2020 года. Потребительский спрос, основанный на устойчивом росте номинальных и реальных доходов, должен остаться ключевым источником роста, - цитирует исследование BofAML Reuters. - Госрасходы также будут поддерживать потребление. Однако рост госрасходов потребует равномерного повышения уровня налогообложения, что снизит корпоративные прибыли и сдержит инвестиционный спрос".
От нехватки рабочих рук не спасут даже мигранты
Через 10 лет пенсионного возраста в России достигнут около 22,5 млн человек, но заменить их на рабочих местах смогут лишь 13,4 млн. Это выгодно отличает Россию от других развивающихся рынков: стране не нужно заботиться о том, как занять растущее трудоспособное население и обеспечить ему приемлемый рост доходов. Это в России произойдет само собой, считают эксперты.
Работодателям придется постоянно повышать зарплаты, чтобы сохранить работников, даже если экономика будет стагнировать. Зарплаты будут в среднем расти на 6,5% в год. "Это приведет к тому, что средние зарплаты могут увеличиться - с 20 тысяч рублей в 2010-м до 45 тысяч рублей к 2020 году", - подсчитал экономист BofAML Владимир Осаковский.
Приток иммигрантов не сможет повлиять на ситуацию: чтобы снизить давление на рынок труда, он должен кратно вырасти. Но даже скромный приток мигрантов вызовет в стране всплеск национализма, а значит, миграция рынку труда не поможет.
Уровень жизни работающих вырастет за счет роста зарплат. Благодаря этому фактору роста зарплат американские эксперты прогнозируют увеличение в России численности среднего класса в три раза - до 66 млн человек, пишет "Независимая газета".
Главная угроза экономике
Груз социальных предвыборных обещаний аналитики оценили в сумму от 50 млрд долларов в год, предупредив, что без роста налогов потянуть такие дополнительные расходы будет непросто. В этой связи BofAML оценивает недостающий объем госрасходов в 5% ВВП и видит резервы пополнения бюджета в повышении налога на добавленную стоимость (НДС), налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ), недвижимость, алкоголь и табак.
"Мы считаем, что эти меры могли бы теоретически увеличить доходы бюджета на 4,5-5% ВВП, - отмечается в докладе. - Повышение НДС с 18 до 22% может увеличить доходы бюджета на 1-1,5% ВВП, увеличение НДПИ на газ, акцизов на табак и алкоголь могло бы принести 1,5% ВВП, налог на недвижимость - 1,5-2% ВВП".
Цены на нефть тем не менее остаются основным краткосрочным риском для российской экономики, напоминает Осаковский. Россия сможет избежать сокращения экономики в 2013 году, если нефтяные цены останутся выше отметки в 80 долларов за баррель. Дальнейшее снижение стоимости черного золота грозит властям не только экономическим, но и политическим кризисом.
"России лучше столкнуться с этим риском раньше, чем позже, так как сохранение нефтяных котировок на высоком уровне увеличивает риск того, что дополнительные доходы приведут к новым расходным обязательствам", - считают аналитики BofAML.
В этом мнении их поддерживает компания Morgan Stanley, заявившая днем раньше, что время дорогой нефти уходит: "как и пузырь доткомов когда-то, сырьевой пузырь скоро лопнет". По их мнению, так будет продолжаться примерно 20 лет, до следующего десятилетия дорогой нефти.
Готовятся к падению цен и российские власти. Так, на прошлой неделе глава Минэкономразвития Андрей Белоусов заявил, что в его ведомстве готовится экономический сценарий на случай снижения цен на нефть до 60 долларов за баррель.
К 2020 году сохранятся нефтезависимый бюджет и Владимир Путин
Нынешние политические элиты, вероятно, захотят остаться у власти и после 2020 года - через четвертый срок Путина либо нового лояльного кандидата, цитируют "Ведомости" экспертов Merrill Lynch. Подобные перспективы будут непосредственно связаны с устойчивостью экономического роста в 2016-2018 годах, что потребует подтверждения декларированных экономических реформ.
Однако здоровой экономики может оказаться недостаточно - риск представляет внутренняя политика. Хотя протесты не помешали переизбранию Путина, джинн уже вылетел из бутылки, эскалация может произойти в любой день, а чиновники это недооценивают. Но если их ответом будет не либерализация, а сворачивание демократических реформ, если дойдет до репрессий - вся привлекательность экономики рухнет. При падении цен на нефть ужесточение внутренней политики повышает вероятность "русской весны", говорится в исследовании.
Новая волна экономического кризиса может усилить внутренний политический кризис, приведя к радикальной трансформации системы власти, предупредил, обобщив результаты социологических исследований, президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.
По расчетам научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина, без роста цен на нефть долгосрочный темп в 4% экономика может поддерживать только при условии реформ: при давлении бюрократии на бизнес, неэффективных судах, отсутствии гарантий безопасности рассчитывать на рост деловой активности сложно.
"Структурные изменения экономики в ближайшие годы действительно вряд ли возможны, - говорит аналитик агентства "Инвесткафе" Антон Сафонов. А средний рост экономики на ближайшие восемь лет с темпом в 3,9% - это вполне реальная цифра, полагает Сафонов. Он также считает, что власти вряд ли решатся на новое повышение таких налогов, как НДС.
"Быстрого и существенного повышения налоговой нагрузки сейчас не будет, так как это идет вразрез с запланированным "налоговым маневром" и повышением инвестиционной привлекательности страны, что предполагает льготные режимы для перспективных отраслей, в первую очередь высокотехнологичных", - считает Сафонов.