После отзыва лицензий у трех банков Анатолия Мотылева ("М Банка", "АМБ Банка" и "Российского кредита") крупнейший из подконтрольных ему НПФ "Солнце. Жизнь. Пенсия" сообщил, что "данные меры регулятора в отношении банка "Российский кредит" негативно повлияли на работу фонда, но не причинили серьезного ущерба его деятельности".
НПФ подтвердил, что деньги на расчетных счетах для проведения операций с пенсионными резервами и собственными средствами заблокированы.
Всего Анатолий Мотылев контролирует семь НПФ, суммарный объем собственного имущества которых составляет 61,7 млрд рублей. В них находятся пенсионные накопления (в рамках обязательного пенсионного страхования) более 1 млн граждан и пенсионные резервы (средства негосударственных пенсий) 95,3 тысяч.
По информации "Коммерсанта", как минимум у четырех НПФ ("Солнце. Жизнь. Пенсия", "Сберфонд Солнечный берег", "Защита будущего" и "Уралоборонзаводский") зависли деньги в банках с отозванными лицензиями.
На депозитах и расчетных счетах в банках группы может быть размещено почти 64 млн рублей пенсионных резервов. У пяти из семи НПФ Мотылева вложения пенсионных накоплений в малоликвидные активы вроде ипотечных сертификатов составляли от 37,3% до 39,3%. Еще у двух НПФ более 40% приходится на вложения в некие "прочие активы".
В начале июля Банк России запретил управляющей компании "Интерфин Капитал", управляющей 99% средств пенсионных фондов Мотылева, проводить любые операции. По мнению участников рынка, эта компания была связана с банкиром. Фонды передали деньги в доверительное управление управляющей компании, которая купила на них активы, возможно, напрямую не связанные с банками, но контролируемые Мотылевым.
В 2008 году банк "Глобэкс" Мотылева также привлекал депозиты и размещал в собственных проектах. Отличие от нынешнего случая лишь в том, что банк вдобавок массированно использовал средства негосударственных пенсионных фондов, считает Forbes.
В последние несколько лет Мотылев, вместе с группой "Открытие" и БИН, был одним из главных покупателей НПФ
По сведениям участников пенсионного рынка, ЦБ проверяет фонды, чтобы решить и их судьбу. Если инвестора найти не удастся и у фондов все-таки отзовут лицензию, то, поскольку они не вступили в систему гарантирования, номинал взносов на накопительную часть граждан возместит ЦБ, передав их в ПФР. Клиенты по негосударственному пенсионному обеспечению рискуют остаться ни с чем: пенсионные резервы не страхуются, а распродажа имущества ликвидируемых НПФ может занять годы.